В заложниках у Лукашенко сейчас – не менее семи детей, признанных политзаключенными. Еще больше несовершеннолетних сидят по статье 328 УК – при нынешнем режиме они обречены провести в тюрьме восемь, а то и десять лет. Мальчишки и девчонки, которым впору, как их ровесникам, гулять с друзьями, ходить на свидания, мечтать, выбирать профессию, вынуждены коротать молодость под небом в клеточку. В Международный день невинных детей – жертв агрессии расскажем о подростках, чья жизнь изменилась из-за ненависти одного узурпатора к своему народу.

11 августа 2020 года в Гомеле был задержал 16-летний Никита Золотарев. В ту ночь он находился в центре города, где проходили массовые беспорядки, и, по версии следствия, бросил в милицейскую машину бутылку с горючим. Сам Никита сказал, что ничего не бросал. Милиция приходила в его дом трижды, а на третий раз его задержали и увезли в РОВД, где он до вечера был без родителей. После целого дня в милиции Никита оказался в больнице. Когда его заключали под стражу, никто не учел, что парень страдает эпилептическим расстройством. Во время допросов Никита говорил, что каждый день его бьют, не дают жизненно важные лекарства. 22 февраля 2021 года парня приговорили к пяти годам лишения свободы в воспитательной колонии по статье 293 часть 1 через статью 13 часть 1 УК РБ (приготовление к участию в массовых беспорядках). Реакцией Никиты на столь чудовищный приговор стала истерика: он бился об решетку и умолял выпустить его. В тюрьме против Никиты возбудили еще одно уголовное дело по статье 364 УК – за угрозу применения насилия в отношении сотрудника милиции. Силовики сказали ему, что он «политический» и «сдохнет» в тюрьме по приказу Лукашенко.

«Наш Дом» следил за развитием истории Никиты. 23 марта 2021 года Ольга Карач приняла участие во встрече с Комитетом против пыток, где подняла вопрос о происходящем с Никитой Золотаревым. Письма с новостями о Никите Золотареве регулярно отправляются в международные организации и комитеты. В мае стало известно, что Никите начали давать лекарства, передавать письма и в целом изменили отношение. Подробнее о последних новостях из жизни мальчика можно узнать из интервью его отца журналистам МЦГИ «Наш Дом».

13 августа 2020 года в реанимацию 3-й детской больницы Минска поступил 16-летний Тимур Мицкевич. Его доставили туда из отделения милиции, куда он попал после задержания днем ранее. У парня диагностировали черепно-мозговую травму, сотрясение мозга, ушибы мягких тканей и конечностей, травматические эрозии роговицы обоих глаз. Некоторое время он был в медикаментозной коме. Спустя семь дней его впервые допросили, а 3 сентября задержали по подозрению в участии в массовых беспорядках. А 8 сентября он исчез из больницы. Как выяснилось позже, неравнодушные люди помогли Тимуру выехать из страны. Сейчас парень находится за границей.

19 октября 2020 года силовики задержали 17-летнего студента Минского государственного автомеханического колледжа Максима Бабича. Задержание произошло утром, когда парень выходил из дома на учебу. Причиной назвали эпизод блокировки дороги в столичной Серебрянке 13 октября. Более восьми часов Максим провел один в Ленинском РОВД, допрашивали его также без присутствия педагога или родителей. Суд по делу о блокировке дороги состоялся лишь в декабре – до этого Максим находился в СИЗО. У парня диагностирован порок сердца. 22 декабря 2020 года Максима Бабича приговорили к трем годам ограничения свободы без отправления в исправительное учреждение – студент отбывает наказание дома.

5 февраля 2021 года был осужден 16-летний житель Добруша Дмитрий Стрижак, основатель Telegram-канала «Данные карателей Беларуси». В этом Telegram-канале появлялась информация о силовиках, совершающих преступления против мирных беларусов. Несовершеннолетний был задержан еще в октябре и находился под стражей. Его приговорили к двум годам лишения свободы в воспитательной колонии.

8 февраля 2021 года вынесли приговор 17-летнему жлобинчанину Виталию Прохорову – 2 года лишения свободы в воспитательной колонии по статьям 342 (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них) и 364 (насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел) УК. Виталий был задержан 10 августа 2020 года, когда он возвращался домой со спортплощадки возле Дворца культуры металлургов. Парня жестоко избили, привезли в участок, привязали к стулу. Все эти часы его мама не знала, где он находится. В суде Виталия обвинили в том, что он бросил камень в автозак, – однако несовершеннолетний сказал, что не делал этого, а просто похвастался перед подписчиками в Instagram. Ни одной улики против Виталия не было предоставлено, но суд признал его виновным. «Наш Дом» взял интервью у матери Виталия – с его текстом можно ознакомиться здесь.

10 марта 2021 года задержали несовершеннолетнего второкурсника колледжа в Высоком Дениса Хозея. Денис – брестчанин, и его обвинили в участии в массовых беспорядках в Бресте после выборов (статья 293 УК). Тогда в центре Бреста произошли погромы, сотрудники милиции пострадали от драк с протестующими, в ходе которых использовались различные предметы. В ход шли доски, палки, уличные ящики для мусора, фрагменты скамеек, тротуарной плитки и асфальта, бутылки, камни, металлические болты, емкости с краской, пиротехнические изделия.  До суда Денис Хозей находился на свободе под подпиской о невыезде. В СИЗО парень почувствовал себя брошенным – ему не писал никто, кроме мамы, бабушки и одного друга. В тюрьме по этой же статье оказалась и его девушка, 18-летняя Виталия Бондаренко, которая уехала от преследования за границу, но вскоре вернулась, чтобы попрощаться с ним. Ее осудили на 4 года лишения свободы.

В тот же день по этому же делу вынесли приговор 11-класснику одной из брестских школ Сергею Гацкевичу. Парень так же, как и Денис Хозей, до суда пребывал на свободе. Его приговорили к трем годам лишения свободы в воспитательной колонии.

21 мая 2021 года был задержан 17-летний брестчанин Александр Винярский. Его обвинили в участии в массовых беспорядках в областном центре сразу после выборов (статья 293 УК). По версии следствия, во время акции протеста обвиняемый грубо нарушил общественный порядок. До суда Александр Винярский находился под подпиской о невыезде, но в суде несовершеннолетнему был вынесен приговор – три года воспитательной колонии. Его взяли под стражу.

И совсем недавний случай, о котором мы не можем не вспомнить. 25 мая 2021 года с крыши 16-этажного дома в Минске спрыгнул сирота Дмитрий Стаховский. В своей смерти парень обвинил Следственный комитет. «Уже не секрет, что у меня была уголовная статья 293 часть 2. Вкратце, за митинги. Если бы на меня не продолжали морально давить, думаю, я бы не решился на такой ужасный поступок, как суицид. Но мои силы были на исходе», – признался он. По официальным сведениям МВД, молодой человек в момент смерти был пьян. Интересно, что близким Дмитрия о его смерти сообщили только на следующий день, после того как в соцсетях распространилась информация о самоубийстве парня.

Пострадавших во время протестов несовершеннолетних, на самом деле, гораздо больше. МЦГИ «Наш Дом» следит за судьбами детей в местах заключения и продолжает освещать вопиющие случаи задержания и избиения беларусских мальчишек и девчонок силовиками. Мы напоминаем, что ударить ребенка – это самый низкий поступок, который только может совершить офицер. После победы беларусского народа каждый случай издевательств над детьми будет расследован, а все виновные понесут наказание.