Сегодня – День радио, а для беларусов – очередной повод вспомнить о том, что в стране большие трудности со свободой слова. Ситуация была непростой все годы правления Лукашенко, однако особенно ухудшилась после выборов. Предупреждения, лишения аккредитаций и статуса СМИ, новый закон, призывающий зачистить информационное поле – через это беларусская журналистика проходит последние месяцы. Рассказываем, как государство расправляется с теми, кто пишет правду.

Мы уже писали о сидящих в тюрьме журналистах и блогерах, о том, как власть бросает в тюрьму всех, кто не согласен с политикой. Однако тяжелее всего становится получать информацию простым беларусам: или пользоваться подконтрольными Лукашенко медиа, или подключать VPN, ведь многие сайты независимых ресурсов недоступны в Беларуси.

Первые дни после выборов прошли в Беларуси без интернета. Доступ к всемирной паутине отсутствовал более 60 часов. При этом власти говорили, что интернет отключают из-за границы, а государственный провайдер «Белтелеком» заявил, что значительный интернет-трафик поступает с внешних IP-сетей, а на сайты госорганов осуществляются кибератаки, поэтому доступ к сети отсутствует. Между тем, 12 августа 2020 года организация NetBlocks предоставила данные о работе интернета во время выборов в Беларуси. Оказалось, что на один день без интернета Беларусь потратила 56 401 874 доллара.[1]

18 августа 2020 года не вышел в свет номер «Комсомольской правды». В Доме печати сослались на поломку печатной машины. Номер за эту дату должен был выйти со статьей о воскресном митинге у Стелы на первой полосе. Проблемы продолжились и в четверг, 20 августа 2020 года, когда газета написала о том, что власти Гродно пошли навстречу протестующим, – на этот раз в Доме печати сломался станок. Не напечатали «Комсомольскую правду» и 21 августа, и 22 августа.[2] Редакция выставила претензии Дому печати в соответствии с законодательством. С 26 августа 2020 года газету печатают в России.

С похожими проблемами столкнулась оппозиционная газета «Народная воля», которую перестали печатать в Беларуси 21 августа. Редакция нашла типографию в России и стала печатать газету в Подмосковье. С 6 сентября 2020 года ограничили доступ к сайту издания. А в ноябре «Белпочта» перестала распространять газету и не включила ее в подписной каталог. 13 ноября в помещение издания нагрянули силовики, изъяли тираж, задержали водителя и двух волонтеров-распространителей. 17 ноября было принято решение о прекращении выпуска печатной версии медиаресурса.[3]

22 августа 2020 года в Беларуси заблокировали доступ к нескольким десяткам сайтов, среди которых – страницы общественных организаций, правозащитных центров, независимые СМИ. В блоке оказались сайт телеканала «Белсат», медиа «Еврорадио», интернет-газеты «Салідарнасць», сайт «Радыё Свабода», информационные порталы «Флагшток», «Беларуская праўда», «Беларусь в фокусе», региональный портал «Навіны Віцебска» и спортивный портал «Tribunaby».[4] Комментировать свои действия власти отказались. Представители независимых СМИ смогли попасть на встречу с руководством Министерства информации и представителем МВД, чтобы обсудить работу СМИ во время массовых мероприятий и проблему задержания журналистов.

29 августа 2020-го, спустя неделю, стало известно об ограничении доступа к порталу «Навины. бай» и сайту агентства БелаПАН. До этого никаких претензий Министерство информации не высказывало. О включении в список ограниченного доступа также не сообщалось. В тот же день Межведомственная комиссия по безопасности в информационной сфере лишила аккредитации журналистов нескольких иностранных СМИ: Василий Федосенко (Reuters), Сергей Гапон и Александр Гребенкин (AFP), Сергей Гриц и Юрий Карманов (Associated Press), Геннадий Шарипкин (RFI), Роман Васюкович («Настоящее время»), Татьяна Мельничук и Татьяна Януцевич (BBC). Из Беларуси депортировали с запретом въезда на пять лет шведского фотокорреспондента, победителя World Press Photo Пола Хансона.[5] МИД Беларуси не прокомментировал ситуацию.

15 сентября 2020-го американский Комитет защиты журналистов потребовал у белорусских властей прекратить давление на медиа. Координатор программ для Европы и Средней Азии Гульноза Саид подчеркнула, что власти в Беларуси должны «прекратить цензуру в интернете», а также обеспечить интернет-ресурсам возможность «продолжать без ограничений информировать о ходе протестов».[6]

18 сентября 2020 года Министерство информации обратилось в суд с иском о прекращении выпуска независимого сетевого издания TUT.BY. 1 октября вышел приказ министра информации Игоря Луцкого, согласно которому, действие статуса СМИ для TUT.BY приостановлено до 30 декабря 2020 года. 3 декабря по решению Экономического суда медиа лишили статуса СМИ. Причиной стали материалы под следующими названиями: «В семь раз больше избирателей и „тайные“ протоколы. Какие нарушения увидели наблюдатели и что сказал ЦИК?», «Комитет госконтроля сможет выплатить крупные премии работникам, которые проявят себя в резонансных делах», «К редактору TUT.BY пришли силовики. На ее дочь завели дело о массовых беспорядках» и «Белорусская таможня попросила подтвердить, что в „Гарри Поттере“ нет призывов к свержению власти».[7]

Каждое воскресенье вплоть до декабря в Беларуси наблюдались локальные отключения интернета на несколько часов, как в Минске, так и в особо активных протестных регионах. Это обошлось Беларуси в 336,4 миллиона долларов. Суммарно в 2020 году интернет отсутствовал в Беларуси 218 часов, или чуть больше 9 дней.[8]

9 декабря 2020 года был заблокирован беларусский ресурс KYKY.org. Проблемы у онлайн-журнала начались 27 августа, когда был задержан соучредитель ресурса, директор рекламного агентства Vondel/Hepta Александр Василевич. 1 сентября заблокирован счет компании-владельца журнала. Причина, по которой заблокировали издание, неизвестна.[9]

14 января отказ от сотрудничества с киосками «Белсоюзпечати» получила газета «Новы час». С февраля независимое издание можно получить лишь по подписке. В торговом отделе «Белсоюзпечати» причину разрыва договора объяснять не стали. А 25 марта редакция получила предупреждение от Мининформа. Информацией, способной нанести вред национальным интересам, ведомство признало публикации об отсутствии диалога власти и народа, о наказаниях протестующих и об избиении мирных граждан силовиками.[10]

19 января прекратила выпуск бумажной версии «Брестская газета». Издание неоднократно выписывали для политзаключенных в тюрьме. Брестская типография отказалась продлить с газетой договор о печати. Редакция пыталась найти другие варианты, но все типографии отказались сотрудничать.[11]

31 марта свет увидел проект поправок в закон о средствах массовой информации. Согласно ему, журналисты не могут распространять информацию с целью опорочить кого-то из граждан, дискредитировать и другие организации. Работников СМИ могут лишить аккредитации за распространение «не соответствующих действительности сведений, порочащих деловую репутацию организации, его аккредитовавшей». Также предлагается запретить публикацию результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, республиканским референдумам, выборам президента, депутатов. Лишать статуса СМИ сможет Министерство информации, а блокировать ресурс – Межведомственная комиссия по безопасности в информационной сфере. Ответственность владельцев ресурса за распространение информации, которая может нанести вред государству, усилится. Законопроект предлагает расширить основания для вынесения предупреждения медиа и ограничивать доступ к СМИ по решению Генпрокуратуры Беларуси либо прокуроров областей и Минска.[12] Поправки были приняты 2 апреля в первом чтении.

Определенные изменения были внесены и в закон «Об электросвязи». Один из пунктов предусматривает, что Оперативно-аналитический центр при президенте РБ сможет принимать решения об отключении интернета в определенных случаях, а не только если в стране введено чрезвычайное положение, как это было раньше.[13]

Владимир Перцов

5 апреля в Беларуси сменился министр информации – новым руководителем ведомства стал бывший глава ТРК «Мир» Владимир Перцов. Он пообещал «расставить точки над i в медиасфере» и занять информационное поле государственным контентом. 12 апреля в Беларуси прекратил вещание телеканал Euronews. Причиной стали нарушения законодательства Беларуси о рекламе, выявленные Министерством антимонопольного регулирования и торговли. Об отключении вещания в Беларуси редакция канала узнала из СМИ.

28 апреля с трудностями столкнулась редакция барановичской независимой газеты Intex-press. 13 апреля на сайте вышло интервью со Светланой Тихановской. Власти заявили, что оно считается экстремистским, главного редактора газеты оштрафовали. А спустя 15 дней стало известно, что «Белпочта» отказалась включать еженедельник в подписной каталог на вторую половину 2021 года. Продавать его отказались несколько торговых сетей города.

Мы поддерживаем независимые СМИ Беларуси, так как верим, что общество должно получать информацию с любых углов. Но пока власть боится собственный народ, боится инакомыслия, существование и развитие качественной журналистики невозможно – максимум восхваление Лукашенко и пропаганда, а это нарушает закрепленное Конституцией право на получение информации. В новой Беларуси будут созданы все условия, чтобы работники медиа смогли трудиться без страха за собственную жизнь, а люди – читать и смотреть то, что им захочется, а не то, что вынуждает власть.

[1] https://42.tut.by/696297

[2] https://reform.by/157480-komsomolka-opjat-ne-mozhet-napechatat-svezhij-nomer-slomalsja-stanok-v-dome-pechati

[3] https://reform.by/180706-narodnaja-volja-vremenno-ne-budet-vyhodit-na-bumage

[4] https://reform.by/157946-v-belarusi-zablokirovali-desjatki-sajtov-smi-i-obshhestvennyh-organizacij

[5] https://news.tut.by/society/698567.html

[6] https://naviny.online/new/20200915/1600153932-v-ssha-prizvali-vlasti-belarusi-prekratit-cenzuru-v-internete

[7] https://news.tut.by/society/701850.html

[8] https://42.tut.by/713866

[9] https://naviny.online/new/20201209/1607519618-onlayn-zhurnal-kyky-soobshchil-o-blokirovke-mininformom-dostupa-k-svoemu

[10] https://reform.by/212640-gazeta-novy-chas-poluchila-preduprezhdenie-mininforma

[11] https://reform.by/195356-prekrashhen-vypusk-bumazhnoj-versii-brestskoj-gazety

[12] https://news.tut.by/economics/724613.html

[13] https://dev.by/news/internet-otkluchat-po-zakonu

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.