В день выборов в райцентре Брестской области, как и во многих других городах, развернулись протесты. Колонна из местных жителей прошла по центральным улицам с лозунгами и остановилась у горисполкома, где их встретил ОМОН. И хотя массовых задержаний в городе не было, на следующее утро СК возбудил уголовное дело по фактам беспорядков. Сейчас по делу проходят 14 подозреваемых, которых ожидают суды.

Что произошло в Пинске?

После выборов 9 августа в сквере за памятником «Партизанам Полесья» собралось примерно 100 человек. Сначала они просто стояли, обсуждали новости – интернет был уже отключен, а как только появились итоги выборов и результаты национального экзит-полла, переключились на них. Толпа ухнула: «Как 80 процентов?!» – и решила идти к горисполкому, чтобы узнать, как проголосовал город. Колонну сопровождали несколько сотрудников милиции, патрульные машины. По дороге к горисполкому на улице Первомайской задержали нескольких человек, но демонстранты продолжали путь. Шли мирно, кто-то пытался устраивать провокации, но людей тут же усмиряли.

В итоге на улице Ленина собралась колонна из примерно 500 жителей города. Шли мирно, кто-то пытался устраивать провокации, но людей тут же усмиряли. Пинчане двигались по городу с криками: «За свободу! Верым! Можам! Пераможам! Перемен!», затем остановились около горисполкома. Здесь дорогу им преградил кордон из силовиков. К тому моменту колонна разрослась до 1000 человек, которые призывали силовиков перейти на сторону народа.

К протестующим вышел начальник ГОВД Дмитрий Коровяковский и предложил выбрать пять людей, которые пойдут общаться с представителями власти. Пятерых пинчан провели за милицейские щиты и сказали ждать у входа в горисполком, однако внутрь пустили только одного. Через какое-то время он вышел и сказал, что увиденное его не убедило в том, что выборы прошли честно.[1]

Все развлекательные заведения и кафе в центре закрылись. Люди не спешили расходиться и требовали мэра. Но к часу ночи ряды демонстрантов поредели. Оставшиеся собрались идти на площадь Ленина – и в этот момент с соседней улицы на людей побежал ОМОН. Протестующие попытались с ними договориться – но силовики обманули и взяли их в кольцо. В ответ в них полетели камни, палки, доски от скамеек, стоящих на улице Ленина, тротуарная плитка. Сотрудники милиции отошли к набережной, а по некоторым данным – скрылись в горисполкоме.

В два часа ночи примерно пятьсот молодых людей покинули территорию около горисполкома и отправились на улицу Первомайскую. Здесь были задержаны примерно 70 человек. На перекрестке с Центральной улицей оставшиеся демонстранты начали расходиться.

Беспорядки и в городе продолжились и на следующий день: возле мэрии выставили кордон милиции, центр оцепили и окружили автомобилями ГАИ, а сотрудники проверяли документы у водителей, проезжающих мимо. После шести часов вечера 10 августа задерживать начали почти всех, кто каким-либо образом оказывался в центре. А после 22.00 начались массовые задержания гулявшей по пешеходной улице молодежи.[2]

Версия следствия

По официальной информации МВД, «группа агрессивно настроенных граждан с использованием заостренных кольев, прутов, камней и арматуры попыталась организовать нападение на сотрудников милиции».[3]

В результате 7 сотрудников милиции получили менее тяжкие телесные повреждения, 6 — легкие телесные повреждения, повлекшие за собой кратковременное расстройство здоровья, 42 — легкие телесные повреждения, не повлекшие кратковременное расстройство здоровья, 54 — побои.[4] Ущерб от беспорядков был оценен в 24 тысячи рублей.[5]

По словам представителей пинской милиции, 9 августа в радиоэфир поступила информация о том, что толпа около 500 человек с площади Ленина идет к зданию Пинского горисполкома. Силовики сразу же выдвинулись к администрации города и организовали заслон. Шеренги сотрудников милиции со щитами, шлемами и резиновыми палками выстроились, чтобы не дать радикально настроенным людям проникнуть в горисполком и помешать проведению выборов.

Начальник ГОВД Дмитрий Коровяковский позже рассказал: «Когда люди идут в течение трех дней с палками, камнями, выходят каждый вечер и день на улицы и этими улюлюкающими толпами ходят и громят город — ну, наверное, в этот момент разрешено применение силы. Это называется жесткое задержание. Лидеров, на которых нас выводила разведка, мы задерживали жестко. Потому что мы знали, на что эти люди способны. Те, кто пытался их отбить, получали, конечно же, по мягким тканям резиновой палкой. Без этого невозможно. Она довольно-таки эластичная, мягкая и при применении ее по телу не наносит серьезных травм. Это синяки, ушибы, но не более того».

Уголовное дело в отношении 10 обвиняемых отправили в суд 4 февраля. Суды по делу пройдут с 23 по 25 марта, с 29 марта по 2 апреля и с 5 апреля по 9 апреля.

Кого обвиняют в массовых беспорядках

Станислав Михайлов

Станислав Михайлов был задержан 9 августа, когда он зашел выпить кофе в кафе. Он успел сделать заказ, и в заведение ворвались силовики. Тогда Станислав был задержан с еще одним посетителем. Адвокат мужчины рассказала, что видела на нем следы побоев. Как и другим фигурантам, Станиславу предъявлено обвинение по части 2 статьи 293 УК (участие в массовых беспорядках), он содержится в СИЗО.

Григорий Гунько был задержан ночью 10 августа. Ему было предъявлено обвинение по части 2 статьи 293 УК РБ (участие в массовых беспорядках). 24 декабря его признали политзаключенным. А 5 марта над ним взяла шефство баронесса Анджела Смит из британской Палаты лордов.[6]

Елена Мовшук

Единственная женщина среди обвиняемых – Елена Мовшук, работавшая санитаркой в пинской больнице. Ее задержали вместе с мужем Сергеем в ночь с 9 на 10 августа – пара гуляла по центру, а затем их вместе отвезли в РОВД. Сергея при этом избили и забросили в автозак, но спустя 17 часов отпустили, а Елену отправили в ИВС. Основанием для предъявления обвинения стало видео, которое силовики нашли в телефоне одного из задержанных: на нем женщина, похожая на Елену, то ли замахивается на силовиков, то ли бьет их по щитам палкой, вырванной из клумбы. Женщина, которая сидела в камере с Еленой в ИВС, рассказала, что она была в камере избитая. В СИЗО Елену признали агрессивной и содержат ее в особых условиях. Ее 10-летнюю дочь Ангелину забрали в приют. Муж Сергей находится под домашним арестом – ему также предстоит суд.[7]

Артур Халимончик был задержан в ночь с 9 на 10 августа. 4 сентября признан политзаключенным. Его «опекун» – депутат Бундестага Германии Дитрих Монштадт. Артуру предъявлено обвинение по части 2 статьи 293 Уголовного кодекса (участие в массовых беспорядках). Содержится в СИЗО в Бресте.

Вячеслав Рогащук

Таксиста Вячеслава Рогащука жестоко задержали 10 августа на глазах сестры и 12-летнего племянника. В течение трех дней его сильно избивали. Сокамерник Вячеслава рассказал, что у него была очень большая висячая гематома за ухом, три раны на голове, по всем позвонкам были черные круглые синяки. Его били больше всех в камере. Медпомощь в СИЗО мужчине не оказывали – врач к нему пришел лишь в начале октября. Ему поставили диагноз «микроинсульт». У Вячеслава трое несовершеннолетних детей: шести, семи и девяти лет.[8]

Роман Багновец

36-летний Роман Багновец был задержан 10 августа. До ареста работал монолитчиком в Минске, а в Пинск приехал накануне выборов по семейным делам: нужно было оформить документы после смерти матери. По словам его сестры, в тот день он никуда не собирался, но когда в обед отключили интернет, решил прогуляться по городу. С 20.30 до 00.00 он находился в пиццерии, но потом пошел в город. Около полуночи сестра Романа услышала крики на улице и позвонила брату, чтобы удостовериться, что с ним все хорошо. «Говорю, чтоб он быстро шел домой. А он мне: «Вот доснимаю сейчас, что тут начинает твориться, чтобы потом отправить это в международный суд». Я так поняла, что в том момент еще больше ОМОНа начала подтягиваться туда», – вспоминает сестра парня. Спустя пять минут он стал недоступен. Роману предъявили обвинение по части 2 статьи 293 Уголовного кодекса («Массовые беспорядки»). В деле было указано, что он кинул палку в ОМОН.[9]

Даниил Богнат (справа) и Олег Рубец

Даниилу Богнату на момент задержания было 18 лет. 10 августа силовики схватили его вместе с другом, 19-летним Олегом Рубцом. Парней объединяла любовь к местному футбольному клубу «Волна». Оба отучились в местном лицее и устроились трактористами по распределению. На ней ребята успели поработать меньше двух недель. После задержания двух друзей доставили в пинский ИВС. Люди, задержанные вместе с ними, рассказывали, что их избивали, а в самом ИВС были вши и клещи. В жаркие августовские дни задержанным не давали воды, не пускали в туалет и постоянно били. Сейчас оба содержатся в СИЗО.[10] Им предъявили обвинение по части 2 статьи 293 УК (участие в массовых беспорядках).

19-летний Вячеслав Шелемет попал в СИЗО 20 августа. 17 сентября признан политзаключенным. В марте был переведен в СИЗО №7 в Бресте. Его «опекун» – председатель Комитета по правам человека и гуманитарной помощи в немецком Бундестаге Франк Хайнрих.

Дэвид Мостицкий

Дэвид Мостицкий был задержан по «пинскому делу» 2 сентября. Сначала ему сообщили, что он проходит как свидетель по делу, возбужденному против его друзей. Однако после допроса его не отпустили – сначала задержали на 72 часа, а затем перевели в СИЗО в Барановичах и предъявили обвинение по части 2 статьи 293 Уголовного кодекса. Отметим, что у парня есть ребенок, которому нет еще 1 года.

Игорь Соловей

Игорь Соловей учился в Польше по программе Калиновского по специальности «политолог-журналист». Он был активистом движения «За Свободу». Его задержали 3 сентября. 17 сентября Игорь был признан политзаключенным. Он содержится в СИЗО в Барановичах.

Александра Терешко задержали по «пинскому делу» 20 сентября. Ему было предъявлено обвинение по части 2 статьи 293 Уголовного кодекса (участие в массовых беспорядках). Содержится в СИЗО №7 Бреста. 3 декабря был признан политзаключенным.

Сергей Леженко с семьей

Сергей Леженко был помещен под стражу по «пинскому делу» 23 сентября. Хотя первый раз его задержали 28 августа. Жена Сергея Ольга рассказала, что сотрудники милиции узнали парня на видео с протестов, которое появилось в интернете. Тогда его отправили в изолятор на 72 часа, затем отпустили под домашний арест в статусе подозреваемого в участии в массовых беспорядках. Во второй раз его задержали на рабочем месте – основанием для изменения меры пресечения стало якобы нарушение режима домашнего ареста и мнение следствия, что у Сергея есть намерение уехать за границу.[11]

Первое заседание по «пинскому делу» пройдет 23 марта 2021 в 10.30 в суде Московского района Бреста, кабинет 439. Заседание будет открытое.

[1] https://news.tut.by/society/717392.html

[2] https://1reg.by/2020/08/13/9-i-10-avgusta-protivostoyanie-v-pinske/

[3] https://news.tut.by/society/696193.html

[4] https://news.tut.by/society/717615.html

[5] https://news.tut.by/society/717615.html

[6] https://www.delfi.lt/ru/abroad/global/evrodeputaty-vzyali-pod-opeku-esche-devyat-politzaklyuchennyh-v-belarusi.d?id=86631493

[7] https://reform.by/172255-moja-mama-v-tjurme-istorii-politzakljuchennyh-mnogodetnyh-materej

[8] http://spring96.org/ru/news/99999

[9] https://spring96.org/ru/news/99523

[10] https://spring96.org/ru/news/99965

[11] https://news.tut.by/society/703700.html