Соответствующий указ был подписан 9 марта. Согласно ему, вооруженные силы, транспортные войска, органы государственной безопасности, Следственный комитет, пограничники могут совмещать оказание услуг в сфере безопасности и получение прибыли. Экономист Ярослав Романчук анализирует, что может случиться после принятия этого указа.
Указ предполагает, что силовики смогут оставлять на своих счетах деньги от сдачи вторичных материальных ресурсов и драгоценных металлов, а также средства, получаемые воинскими частями от приносящей доходы деятельности. В комментарии Минобороны к указу разъясняется, что указ упростил механизм поступления средств от приносящей доходы деятельности в республиканский бюджет и выделения их на нужды вооруженных сил, сократив документооборот этого процесса. Однако Ярослав Романчук отмечает: этот указ может оказать деструктивное влияние на страну.
«Кто останется на рынке вторичных ресурсов, в том числе металлолома, пластика, стекла и т. д., когда на него широким фронтом войдут генералы и полковники самых разных воинских и военизированных частей? Что будет на рынке недвижимости и земли, если на нём резко активизируются люди в фуражках, погонах и лампасах? Что будет с рынком золота, платины, алмазов, других драгоценностей, когда в нём командные высоты займут отставные генералы или действующие полковники/майоры?» – задается вопросами экономист.
По его мнению, этот указ – благодарность Лукашенко за ту роль, которые военные сыграли в событиях 2020-го года. Кроме этого, таким образом он платит военным за их действия в 2021-м году и далее. Документ предоставляет право военным начальникам организовать бизнес-схемы, поставив на одну чашу весов обороноспособность и национальные интересы, а на другую – личную прибыль и выполнение любых приказов главнокомандующего, то есть Лукашенко. Кроме этого, у «гражданских» бизнесменов появятся серьезные конкуренты с оружием.
Вознаграждение силовиков, пишет Ярослав Романчук, должно быть прозрачным и бюджетным: «Когда ГАИшникам доплачивают пресловутым знаком ограничения скорости «40» (ставь, где хочешь), когда милиции устанавливают дополнительное вознаграждение в виде эксклюзивного права на оказание обязательных охранных услуг, когда военным позволяют продавать разные товары и «канализировать» доходы во имя «повышения эффективности использования внебюджетных средств» – страна уверенно идёт в разнос и становится лёгкой добычей тёмных сил».
Очевидно, что цель указа – повысить благосостояние отдельных чинов.
Последствия указа Ярослав Романчук видит в следующем: ослабление системы обеспечения национальной безопасности, увеличение коррупционных рисков, ухудшение качества госуслуг, повышение рисков дискриминации и нечестной конкуренции, уменьшение количества предпринимателей, ускорение процесса подготовки Беларуси к системе современного номенклатурно-силового феодализма. Этот указ уж никак не повысит профессионализм армии и спецслужб, условия обычных солдат.
«Нет оснований считать, что коммерческая деятельность военных организаций повысит к ним доверие населения. А вот стрельбу на улицах, захват бизнесов, ликвидацию конкурентов на разных сегментах рынка мы точно можем увидеть», – подытоживает Ярослав Романчук.