Еженедельные протесты продолжаются, но видимое влияние на руководство режима незначительно. А это значит, что пришло время подумать о том, как будет действовать оппозиция и другие страны, которые поддержали Беларусь. О возможных вызовах в своей статье пишет Йорген Йохансен, писатель и ученый с 40-летним опытом в социальных движения.

От настоящих друзей следует ожидать не только аплодисментов, отмечает Йохансен. Выбор стратегии борьбы, по его мнению, всегда остается за местными жителями.

«В наших диалогах важнее быть честными, чем вежливыми. Как сторонний наблюдатель, который следил за ситуацией и посещал Беларусь еще с советских времен и в последние десятилетия работал с частью оппозиции, я вижу причины для надежды, а также необходимость обсудить новые идеи относительно того, что можно сделать», – подчеркивает Йохансен.

По его словам, в последние месяцы 2020 года произошла впечатляющая мобилизация людей. Несмотря на жестокость силовиков, количество арестов и пыток в тюрьмах, неделю за неделей десятки тысяч активистов выходили на улицы. В отдельные дни от 100 до 200 тысяч человек требовали отставки Лукашенко и проведения свободных выборов. Последние исследования невооруженных восстаний по всему миру говоря о существовании критической массы в 3,5% населения. Для Беларуси это означало бы выход 340 тысяч человек с одинаковыми требованиями.

Относительно высокий материальный уровень жизни в городах Беларуси был возможен в течение многих лет благодаря дешевой нефти из России, а прибыль тратилась на удовлетворение потребностей людей. Многие из них до сих пор лояльны к Лукашенко и опасаются того, что может случиться, когда он уйдет.

Огромные демонстрации в Минске и некоторых других городах сделали оппозицию видимой для остального мира. Но это также сделало ее более уязвимой к нападениям, тюремному заключению и другим формам репрессий, считает Йохансен и приводит пример Польши: «Когда в 1980 году «Солидарность» в Польше начала организовываться против коммунистического режима, у них был опыт репрессий на улицах, поэтому вместо этого они предпочли занять фабрики и запереться там, чтобы лучше защитить движение от нападений».

Похожее случилось в 1989 году в Пекине, когда рабочие и студенты собрались на площади Тяньаньмэнь. Это дало возможность Коммунистической партии послать солдат и устроить разгон сотен людей. Многие из тех, кто был на площади с первых дней, хотели «объявить победу», а затем вернуться в свои родные города по всему Китаю и продолжить там революцию. Опыт Польши и Китая может вдохновить людей в Беларуси подумать о некоторых возможных вариантах стратегии.

Может ли оппозиция в Беларуси найти способ децентрализовать и мобилизовать больше людей?

Примеры забастовок рабочих и студентов, священнослужителей различных конфессий, ставших мишенью для милиции, участие пенсионеров и части силовиков, сочувствующих демонстрантам, – все это важные ресурсы, которые можно было бы использовать. В октябре забастовали заводы, в том числе «Беларусьнефть», производитель удобрений «Беларуськалий», автомобилестроительные заводы МАЗ, МЗКТ и Белкоммунмаш, производитель тракторов МТЗ и производитель бытовой техники «Атлант». Лукашенко ослабнет, если рабочие в Минске, Борисове, Бресте, Гродно, Могилеве, Новополоцке и других городах вновь заявят о своих оппозиционных взглядах. Мобилизация этих и многих других предприятий на новые и более длительные забастовки окажет огромное влияние на ситуацию.

Поддержка из-за границы до сих пор в основном была словесная и денежная. В зависимости от формы и контекста оба этих «инструмента солидарности» могут как помочь, так и навредить, считает Йохансен. Даже если все это делается с добрыми намерениями, нет гарантии, что долгосрочное воздействие будет положительным. Нужно честно оценивать внешнюю поддержку оппозиционных движений в авторитарных государствах. Только так можно добиваться большего успеха в будущем.

«В других зонах конфликтов по всему миру мы наблюдали акты солидарности. Заграничные активисты следят за местными, чтобы задокументировать и сообщить о различных репрессиях. Государства склонны действовать менее жестко, когда знают, что об их действиях станет известно СМИ, движениям и властям за рубежом. Такие действия относительно эффективны и хорошо воспринимаются людьми», – пишет в своей статье Йохансен, отмечая, что США, ЕС и другие страны часто предлагают различные формы санкций, когда их просят действовать против нарушений прав человека. Государства и отдельные лица сталкиваются с ограничениями на поездки, конфискацией активов, запретом на торговлю и другими вещами. Большинство этих действий вредит простым людям. Йохансен приводит еще один пример: во время санкций против Ирака пострадали самые бедные, а руководство не голодало, получало лечение. «Несмотря на жесточайшие санкции, Ким Чен Ыну хватает еды и коньяка. Не доказано, что санкции против Беларуси и/или Лукашенко нанесут какой-либо существенный вред элите», – считает автор статьи.

Йорген Йохансен не сомневается, что нынешние правители Беларуси будут смещены в течение нескольких лет. Но его беспокоит то, как именно они уйдут и кто их заменит.

«Мир стал свидетелем смены авторитарного руководства во многих государствах; в большинстве этих революционных процессов мирные стратегии использовались теми, кто боролся за перемены. Устранение старого режима редко сопровождалось созданием достойных и крепких демократических государств со всеобщим благосостоянием, с глубоким уважением к универсальным правам человека. Очевидно, что навыки, необходимые для построения государства и управления им, сильно отличаются от навыков, необходимых для мобилизации, подготовки, организации и проведения революции», – делает вывод Йохансен, подчеркивая, что в большинстве случаев новым руководством становятся те, кто руководил демонстрациями.

Все они столкнулись с рядом серьезных проблем, когда взяли на себя управление правительством, парламентом и администрацией.

Что же можно сделать, чтобы лучше подготовиться? Одним из неотложных вопросов является обеспечение финансовых ресурсов. Без возможности платить персоналу в администрации, образовательных учреждениях, милиции и вооруженных силах празднование «победы» скоро превратится в сильное недовольство и недоверие к новому руководству. Два основныъ источника обеспечения этих финансов – Всемирный банк (ВБ) и Международный валютный фонд (МВФ). Они предоставляют кредиты при условии, что новый режим приватизирует промышленность, откроет международным компаниям возможность использовать ресурсы и в целом предоставит крупным предприятиям доступ к территориям и рынкам с минимальным влиянием государства.

Результатом, по мнению Йохансена, стали типичные неолиберальные страны с растущим разрывом между богатыми и бедными, ограниченными доходами от налогов для государства, слабой защитой окружающей среды и климата, концентрацией власти в СМИ среди нескольких компаний и другими последствиями.

«В политической сфере бывшего Советского Союза мы стали свидетелями сокращения продолжительности жизни после применения неолиберальной экономической «шоковой терапии». Многие пожилые люди до сих пор тепло отзываются о старых добрых днях, когда у них была работа, низкие цены на продукты, топливо и жилье». Необходимо изменить политику ВБ и МВФ», – подчеркивает автор статьи.

Когда народ Беларуси избавляется от ужасного правления Лукашенко, он заслуживает лучшего будущего, чем копирование худших моментов политики ЕС, Австралии и США, утверждает Йорген Йохансен.

Один из важных факторов для нормального функционирования государства – наличие мудрой, радикальной и сильной оппозиции вне структуры власти. Например, в Южной Африке, когда все лучшие представители оппозиции заняли места в новой структуре власти, коррупция выросла и нанесла большой ущерб. Всегда нужен кто-то, кто будет присматривать за власть имущими. После революции роз в Грузии в 2004 году случилось похожее – только коррупция исчезла из нижней части системы, но выросла наверху. А государственная политика увеличивала и углубляла разрыв между бедными и богатыми.

Немногие из ненасильственных свержений авторитарных режимов и диктатур были хорошо подготовлены к управлению страной, в то время как у международных институтов были свои планы по «помощи» финансового, военного и политического характера.

Поддержка международного гражданского общества, которая помогла устранить старую систему, мало что предлагала в то время, когда новое государство нужно было построить на руинах старого. Необходимы оценка того, что было сделано в прошлом, новое видение будущего, а также более значительные усилия со стороны тех, кто хочет действовать в духе истинной солидарности с народом Беларуси.