Мы хотели бы обсудить как возможные последствия, если Александр Лукашенко останется, так и возможные сценарии его ухода и как мы можем повлиять на этот процесс.

С 9 августа 2020 года в Беларуси идут массовые протесты по всем городам, включая забастовки на предприятиях, в университетах, в школах, тюрьмах, разнообразные флешмобы и т.д.

  1. Протест носит мирный характер, но включает в себя еще четыре компонента ненасильственного мирного сопротивления:

а) Массовые протестные акции, включая марши солидарности женщин каждые выходные.

б) Забастовки везде, где только возможно (а также массовые увольнения людей из государственного сектора), в том числе — итальянские забастовки. Но забастовки не носят массового характера.

в) Экономическая блокада режима Лукашенко, которая уже привела к очень серьезным экономическим последствиям.

г) Кибер-атаки сотрудниками IT-сектора, недовольных репрессиями, пытками и избиениями, что привело к блокировке ряда правительственных сайтов, включая сайт администрации президента, МВД, сайт Торгово-промышленной палаты и т.д. Также кибер-партизаны планируют обваливать сайты банков и т.д. У них есть доступ, потому что они, собственно, всю эту систему сайтов и создавали.

  1. С 9 августа Александр Лукашенко использует беспрецедентное насилие, чтобы остановить мирных протестующих. Людей убивают, похищают, пытают, насилуют в тюрьмах. Есть факты пыток и изнасилования силовиками задержанных детей в тюрьмах, в том числе – один подросток на данный момент в тяжелом состоянии находится в коме.
  2. После массовых изнасилований силовиками детей и протестующих, а также жестоких убийств Александр Лукашенко стал абсолютно токсичен для белорусского общества. Если он останется, то ситуация не стабилизируется и будет ухудшаться с каждым днем. Диалог с Лукашенко невозможен, потому что любой, кто попытается вести диалог с Лукашенко, автоматически становится токсичным и предателем для белорусского общества. Поэтому диалог возможен только о судьбе Лукашенко и вариантах его ухода из Беларуси, но не с ним.
  3. В Беларуси началась анархия, государство как общественно-политический институт умерло. Не работает ни один государственный орган. В каком-то очень искаженном виде функционируют все бывшие государственные органы, но они уже не выполняют свои функции даже в том виде, как выполняли раньше. Ситуация не скатилась в полный хаос исключительно из-за огромной само дисциплинированности и любви к порядку у белорусов.
  4. Протесты управляются анонимными телеграмм-каналами, у которых есть свои лидеры и идеологи, которые скрывают свои имена. Лицами протеста становятся ютуб-блогеры с многотысячными аудиториями и подписчиками. При этом надо заметить, что между ними идет скрытая координация направления протеста, потому что все телеграм-каналы и ютуб-блогеры продвигают согласованную повестку и формат протестов, а также стратегию.
  5. Любая конституционная реформа в Беларуси при условии, что Александр Лукашенко остается на год-два или новые выборы с участием Лукашенко, загоняют ситуацию в окончательный политический тупик, который ведет к очень конкретным последствиям, описанным ниже.

Если Александр Лукашенко не уйдет, и ситуация уже без него не будет стабилизирована в ближайшее время, то нужно приготовиться к следующим последствиям (самый плохой сценарий).

  1. В течение месяца-двух будет невиданных размеров дефолт белорусской экономики – такого размера и масштаба, который никогда не был на постсоветском пространстве. Это связано с гигантской коррупцией Александра Лукашенко, массовым выводом им денег из Беларуси в последние месяцы, экономической блокадой, бегством бизнеса из абсолютно всех секторов Беларуси из-за экономической блокады, атаками «кибер-партизан» и в целом всем предыдущим советским стилем управления Лукашенко. Беларусь – экономический банкрот, и это станет ясно уже в течение очень близкого времени.
  2. Через максимум полгода на границах Евросоюза будет стоять минимум 1 миллион белорусских беженцев (и это очень заниженная цифра, на наш взгляд). Поскольку между Евросоюзом и Беларусью нет моря, то все эти люди так или иначе попадут на территорию Евросоюза. Часть белорусов попадет нелегально. Эту волну беженцев будет гнать Александр Лукашенко, который уже сейчас начинает старательно выталкивать протестующих из страны. Поскольку в протестах участвовало не менее 1.5 миллиона человек, а силовики угрожают физической расправой каждому, кто протестовал, то люди настроены протестовать до последнего, а потом бежать из страны, если Лукашенко останется.
  3. Лукашенко уже не контролирует своих силовиков. Уже сейчас силовики в Беларуси превратились в вооруженные банды людей без опознавательных знаков (у них отсутствуют нашивки, какие-либо знаки принадлежности в какой-либо силовой структуре), они ездят на машинах без номеров, ходят в балаклавах и в неопознанной форме или зеленого, или черного цвета, при этом носят боевое оружие. Такая анонимность силовиков приводит к усилению жестокости, соответственно, ответной ненависти населения, но также приводит и к утрате контроля Лукашенко за действиями силовиков. Это означает, что через два-три месяца Лукашенко окончательно потеряет контроль над силовыми структурами, которые будут действовать самостоятельно и разрозненными группировками. Уже начинается что-то подобное Кадырову и его силовикам, включая пытки людей и записи извинений людей под пытками на видео. Окончательный выход силовиков из-под контроля Лукашенко приведет к образованию группировок организованной преступности, воюющих против всех, а затем часть этих группировок будет стараться скрыться в Евросоюзе, в том числе, затеряться среди толпы беженцев из Беларуси. Это значит, что в Евросоюз еще приедут люди, которые имеют опыт пыток, убийств, изнасилований, а также легко используют боевое оружие. И эти люди вольются в международные криминальные группировки, потому что для них это единственный вариант существования и выживания.

Четыре сценария развития событий:

  1. Уничтожение Беларуси как государства. Александр Лукашенко остается по какой-то причине, в том числе по причине проведения конституционной реформы со своим участием. В Беларуси экономический коллапс, минимум 1 миллион белорусов пытается убежать в Евросоюз, боевики окончательно выходят из-под контроля, по стране активничают банды вооруженных боевиков, которые не подчиняются никому. Беларусь превращается в аналог Донбасса, только ситуация будет еще хуже, чем на Донбассе. Россия вводит войска, берет Беларусь на полное содержание – тех, кто там остался, а это примерно 5 миллионов человек (2.5 миллиона пенсионеров, 1.5 миллиона детей и примерно 1 миллион занятых в государственном секторе), потому что иначе этим людям в буквальном смысле будет нечего кушать. Этот сценарий плохой и для России, потому что он окончательно подорвет и российскую экономику. Важный нюанс: Россия не до конца понимает всю глубину экономического кризиса в Беларуси и с чем ей придется столкнуться, если она продавит, чтобы Лукашенко остался.
  2. Пророссийская власть после Лукашенко. Россия пользуется ситуацией анархии и неразберихи, убирает Лукашенко и ставит своего пророссийского президента, который проводит углубленную интеграцию, подписывает 31-ю карту и т.д. Есть также большие риски для России, что углубленная интеграция с Беларусью – страной с полностью разрушенной экономикой – вызовет рикошетом и серьезный экономический кризис и в России. Важный нюанс: у России нет своего популярного пророссийского политика, поскольку пророссийское направление Александр Лукашенко зачищал еще более тщательно, чем проевропейское. Пророссийских популярных политиков в чистом виде в Беларуси нет. Мало того, политическая повестка в Беларуси такова, что любой пророссийский кандидат будет вынужден бороться за европейские ценности (свобода выбора, освобождение политзаключенных и т.д.), иначе он быстро скатится в маргиналы.
  3. Проевропейская власть «с красными флажками». К власти приходит проевропейский президент и правительство при договоренностях между Россией и Западом относительно определенных «красных флажков», проводятся демократические реформы, страна максимально быстро выводится из политического и экономического кризиса. Беженцы остаются в стране и втягиваются в строительство страны. Силовики отлавливаются и отправляются или в тюрьму, или встраиваются в новые силовые структуры. Важный нюанс: этот вариант возможен при условии договоренностей между Россией, Западом и политической оппозицией в Беларуси (и не факт, что такие договоренности возможны в принципе).
  4. Проевропейская власть. К власти приходит ярко выраженный проевропейский политик с очень резкой антироссийской риторикой, Беларусь выходит из состава Союзного государства, вступает в Евросоюз и НАТО в течение полугода, проводит все необходимые реформы. Важный нюанс: на этот период Евросоюзу придется тоже самое, что России в сценарии №1 и сценарии №2 – полностью взять на себя финансирование Беларуси, потому что экономика Беларуси мертва.

Мы исходим из того, что из всех вариантов, скорее всего, в том или ином виде будет реализован сценарий №3.