До пандемии COVID-19 существовало стойкое мнение, что диктатуры – более эффективные системы управления в условиях кризиса, умеют действовать решительно и быстро. Кейс Беларуси разочаровывает: когда принятие решения зависит от одного глубоко некомпетентного человека, вся государственная система управления парализуется и бездействует.

Рассказываем, как Александр Лукашенко и его чиновники борются с COVID-19 в Беларуси.

Это похоже на борьбу с последствиями Чернобыльской катастрофы 26 апреля 1986 года в СССР.

Итак,

1. Белорусские власти отрицают наличие коронавируса SARS-CoV-2 в Беларуси, а вместо реальной борьбы с вирусом мы слышим идиотские шутки от белорусских чиновников. Александр Лукашенко публично заявил, что «вируса не существует», потому что «его не видно». Радиации тоже, между прочим, не видно, но она опасна. Также Александр Лукашенко посоветовал всем белорусам лечиться от коронавируса «трактором, водкой и сауной». Министр здравоохранения Владимир Караник предложил белорусам лечиться от коронавируса «весной, любовными свиданиями и положительными эмоциями».

2. Тем не менее с 1 марта 2020 года впервые за несколько лет в Беларуси уменьшено пособие на погребение (похороны), причем на значительную для Беларуси сумму – на 120,6 белорусских рублей (почти 50 евро). Как понятно из предыдущего предложения, в Беларуси после смерти человека его родственники получают определенную сумму на похороны. Эта сумма росла год от года. Снизили ее впервые, и это похоже на неформальную подготовку к массовым смертям, когда власть решила сэкономить на выплате этих денег на похороны.

3. Врачи подписывают бумагу «о неразглашении тайны», причем КГБ и иные силовые ведомства угрожают возбуждением уголовных дел, если информация о коронавирусных больных выйдет наружу. Врачи согласны давать эту информацию теперь только анонимно, и на них нельзя ссылаться.

4. Сотрудники КГБ запугивают самих больных и их родственников. 18 марта 2020 года в Витебске умерла женщина Татьяна Хузеева, 58 лет. Ее хоронили в закрытом гробу, запретили приглашать кого-либо на похороны. 20 марта 2020 года ее муж, невестка и соседка дали интервью независимым журналистам нескольких изданий, где сетовали на невозможность «похоронить по-человечески» и рассказали про найденный у женщины коронавирус, отчего и им пришлось сдавать тесты и сидеть в карантине. 21 марта 2020 года Александр Лукашенко поручил председателю КГБ Валерию Вакульчику «жестко разобраться с негодяями, которые вбрасывают фейки о COVID-19». В ответ все независимые медиа опубликовали стенограммы интервью с родственниками умершей женщины, доказывая правдивость первоначально озвученной информации. Тем не менее, Минздрав публично заявил, что женщина умерла не от коронавируса. Затем муж погибшей неожиданно стал путаться, «забыл» дату госпитализации жены, и «вспомнил», что гроб-таки был открытый. Наш опыт показывает: когда родственники так резко меняют свои показания, да еще на фоне угроз Лукашенко «жестко разобраться», это означает, что с ними уже «разобрались». Есть и другие неофициальные свидетельства лежащих в больницах людей о запугивании их и их родственников со стороны КГБ.

5. Система подсчета больных коронавирусом очень напоминает систему подсчета голосов на белорусских выборах, а это означает утаивание и фальсификацию статистики. Во время выборов члены комиссии считают свои пачки бюллетеней молча и передают свою цифру председателю комиссии. В итоге общую сводную цифру знает только председатель комиссии, и может ее подправить в нужную сторону. Контроль наблюдателями в этом случае невозможен. Сегодня Минздрав не дает полной статистики заболеваний COVID-19  по областям и городам. Какие-либо конкретные цифры на сайте ведомства отсутствуют. В телеграм-канал Министерства выдаются какие-то данные, да еще с задержкой в два-три дня. А пресс-релизы Минздрава напоминают задачки по занимательной арифметике для младшей школы, и точное количество заболевших не указывается.

Вот, например, текст пресс-релиза Минздрава за 18 марта 2020 года: «По состоянию на 8.00 утра сегодня только 9 пациентов имеют клинические признаки инфекции COVID-19, то есть, по сути, являются больными. На контроле находятся 37 пациентов с положительными лабораторными тестами, но без клинических проявлений болезни. Выписано пять пациентов, еще трем проводится повторное лабораторное обследование, и они готовятся к выписке в ближайшее время».

Так сколько все-таки коронабольных в Беларуси по состоянию на 18 марта 2020 года?

Если верить озвученной цифре Минздрава в этот день, то больных 51 человек. Если сложить всех упоминаемых коронавирусных больных в данном пресс-релизе – кто заболел, кто выписался и т.д. то их 54. Таких нестыковок полно в пресс-релизах Минздрава.

Также Минздрав ввел новый термин «по сути больной коронавирусом», однако не разъяснил – это означает, человек болен коронавирусом или нет.

Все эти факты говорят о том, что Минздрав Беларуси не заинтересован давать открытую и полную статистику, но делает все, чтобы максимально запутать и скрыть настоящие цифры.

6. Власти не берут тесты и ставят разные диагнозы, официально не связанные с коронавирусом, поэтому отследить точное количество заболевших сложно. Власти ставят больным диагноз ОРВИ, пневмония, бронхит и т.д. В итоге, коронавирус в Беларуси превратился в «коронавирус Шредингера»: он и есть, и его нет одновременно. 23 марта 2020 года Минздрав подтвердил случай заболевания коронавирусом у 58-летней жительницы Житковичей, которая до этого неделю была на больничном с диагнозом ОРВИ, а 21 марта потеряла сознание, выходя из поликлиники после консультации с терапевтом. 25 марта 2020 года Минздрав сообщил, что данная женщина коронавирусом не больна. Одновременно коллегам женщины было запрещено «общаться с журналистами» под угрозой санкций.

7. «Теряются» тесты на коронавирус. Несколько человек из разных регионов жаловались, что у них высокая температура, сухой кашель и другие признаки коронавируса, но сданные тесты были «потеряны» врачами, и результатов нет.

8. Пошла серьезная волна новых репрессий против видео-блогеров и журналистов, которые могут «что-то раскопать».

    • 18 марта 2020 года появилась информация о суде над автором YouTube-канала MozgOn блогером Владимиром Цыгановичем, который прошел неделей ранее, 12 марта. Сам Владимир на суде отсутствовал. Его обвинили в публикации видеоролика с призывом приходить к столичному офису концерна «Белнефтехим» всем, кого беспокоит рост цен на о топливо.  Цыгановича заочно осудили по ч.3 ст.23.34 КоАП РБ («нарушение порядка организации и проведения массового мероприятия повторно в течение года») с санкцией 15 суток административного ареста. Срок ареста будет считаться с момента задержания.
    • Вечером 19 марта 2020 года в квартиру жены и сына известного в Бобруйске правозащитника и блогера Олега Желнова пытались проникнуть неизвестные. Об этом рассказали соседи. Полчаса неизвестные стучали в дверь и даже, похоже, пробовали ее взломать, но потом отказались от этой идеи. Документов ни в почтовом ящике, ни около двери оставлено не было, цель их визита осталась неизвестной.
    • Вечером 19 марта 2020 года был задержан бывший политзаключенный, автор телеграм-канала о взаимопомощи беларусов во время пандемии коронавируса Николай Дедок. Его обвиняли по ст.17.1 КоАП («мелкое хулиганство») за граффити на минском общежитии. Ночью Николая доставили в ИВС, где он находился до суда, который состоялся днём 20 марта в суде Московского района Минска. На процессе выяснилось, что указанное граффити было нанесено на стену общежития 2 февраля 2020 года, однако Николай приехал в Беларусь только 3 февраля. Камеры на здании общежития в момент нанесения граффити не работали, но у следствия вдруг нашлась свидетельница, которая каким-то образом узнала Николая, хотя того не было в стране. Момент нанесения граффити свидетельница не видела, лично в милицию по этому поводу не обращалась. Милиция якобы нашла её сама. Дело было заведено только на основании данных «свидетельских» показаний. Суд принял решение о возврате дела на доработку. По мнению Николая, мотивом к административному преследованию мог стать его перепост фото с граффити в социальной сети.
    • 25 марта 2020 года в пригороде Минска неизвестными в штатском был задержан Сергей Сацук, главный редактор белорусского электронного журнала «Ежедневник», который прославился своими журналистскими расследованиями о массовой и всепоглощающей коррупции в белорусском Минздраве. За два дня до задержания, 23 марта, Сергей Сацук опубликовал в «Ежедневнике» статью «Кто сеет панику вокруг коронавируса, президент или сайты и каналы?», где высказал сомнения в достоверности официальной статистики о распространении коронавируса в Беларуси. Журналист также рассказал об угрозах от коррупционеров из Минздрава за его журналистскую деятельность. Сергей Сацук до сих пор находится в тюрьме.
    • 30 марта 2020 года состоялся суд над витебским ютуб-блогером Ольгой Журавской, редактором канала «Снимать разрешено», партнером ютуб-канала «Нашего Дома». Ее судили за видео о безуспешности попыток сдать тесты на коронавирус в Витебске по административной статье 17.1 («Мелкое хулиганство»). По итогу разбирательства Ольге назначен штраф в 30 б.в. (810 р.).Она так и не смогла сдать тест на коронавирус, а видео об этом набрало более 60 000 просмотров.

9. Кроме КГБ, Александр Лукашенко подключил к борьбе с коронавирусом и милицию. 13 марта 2020 года Лукашенко встретился с Министром внутренних дел Юрием Караевым и обратил особое внимание на роль милиции в борьбе с распространением коронавируса. «Без милиции мы никак, – заявил Лукашенко, – но не надо никого хватать и напрягать». Как показывает наш опыт, это означает, что как раз будут «хватать и напрягать».

10. Белорусская власть демонстрирует нездоровый оптимизм, который очень напоминает замалчивание ситуации со взрывом 4-го энергоблока ЧАЭС, когда советские власти не отменили даже запланированную через 4 дня после взрыва демонстрацию 1 мая 1986 года.

  • Полным ходом идет подготовка к Параду Победы. 18 марта 2020 года 2 тысячи солдат для пешей колонны прибыли в Минск для подготовки к шествию на 75-летие Победы в Великой Отечественной войны. Сам Парад предполагается 9 мая 2020 года.
  • 19 марта 2020 года стартовал Чемпионат Беларуси по футболу, и стадионы открыты для посещения болельщиков.
  • 14 и 28 марта 2020 года по Беларуси прошли городские субботники. Субботник – это форма неоплачиваемого принудительного труда, называемая «добровольной», оставшаяся с советского времени. Отказаться нельзя из-за санкций, вплоть до увольнения.

Но, кажется, что ситуация с коронавирусом все-таки выходит из-под контроля, потому что:

  1. 17 марта 2020 года Министерство образования утром разослало информацию о переносе начала школьных каникул на неделю вперед. Вечером того же дня неожиданно Министерство образования поменяло мнение и отменило это решение.
  2. 21 марта 2020 года православные священники возят по учреждениям и предприятиям Новополоцка мощи (куски тела) священномученика Константина Жданова, которые люди массово целуют. «Мощи» должны защитить Новополоцк от коронавируса.
  3. 22 марта 2020 года православные священники для защиты Беларуси от коронавируса окропили Минск святой водой с вертолета. Эту «операцию» возглавил лично Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх Беларуси.
  4. 29 марта 2020 года Александр Лукашенко приказал до 10 апреля 2020 года создать вакцину от коронавируса, а поручил это Александру Косинцу, медику и помощнику Президента Республики Беларусь, пообещав за создание вакцины «медаль».
  5. Неофициально из психушек и других профильных больниц, а также профильных отделений в больницах начинают массово выписывать пациентов. По словам врачей, готовятся к наплыву больных пневмонией. В том числе, например, президентская дача комплекс «Крупенино» под Витебском, больницей не являющаяся, оборудована под прием больных. Врачи, пусть на условиях анонимности, но начинают рассказывать про пугающе растущее количество больных пневмонией в больницах и в реанимациях, и что эта пневмония не похожа на предыдущие. В Беларуси в условиях минимума официальной информации циркулирует множество слухов, в том числе, набирает популярность мнение, что Лукашенко не вводит карантин специально, дабы избавиться от пенсионеров, чтобы не выплачивать им пенсии (в Беларуси пенсия родственникам по наследству не переходит). Массовое распространение этой версии среди электората Лукашенко – пенсионеров – очень сильно ударило по его рейтингу.
  6. 29 марта 2020 года на две недели неофициально закрыты клубы и дискотеки в Минске.
  7. 30 марта 2020 года сотрудникам милиции запрещено покидать пределы города и своей области, т.е. власть неофициально готовится к блокировке городов, особенно Витебска, где особенно свирепствует эпидемия.

В ближайшие две-три недели в Беларуси ситуация будет развиваться интересно.

НО!

Если рванет Белорусская АЭС, то на примере борьбы с коронавирусом мы знаем, какой будет реакция белорусской власти.