Нарушение прав и политическое преследование за профессиональную (журналистскую) деятельность

Анна Красулина – редактор сайта ОГП и руководитель пресс-службы ОГП

(текст подготовлен юристами и правозащитниками «Нашего Дома» на базе предоставленных материалов)

Содержание:

Глава 1. Описание кейса и хроника событий

Глава 2. Выводы экспертов «Нашего Дома» о политически мотивированной депортации Анны Красулиной с объяснением белорусских законодательных нюансов

Глава 1. Описание кейса

Анна Красулина является руководителем пресс-службы и редактором сайта Объединенной гражданской партии (ОГП) ucpb.org

Анна Красулина формально является гражданкой России, однако постоянно проживает в Беларуси с 2002 года (16 лет); в Беларуси у нее живут муж, двое (совершеннолетних) детей и родители. Муж, двое детей – граждане Беларуси. Родители – граждане Российской Федерации.

Вид на жительство на данный момент у нее не аннулирован.

Анна Красулина является инвалидом III группы, и именно инвалидность была причиной, почему она не получала белорусское гражданство. В 1992 году она попала в ДТП, после чего ей сделали серьезную операцию (тотальное эндопротезирование тазобедренного сустава). Данный сустав положено заменяеть через 20 лет. Однако в Беларуси не работают с производителем именно такого сустава, который стоял у нее, а установка другого протеза крайне осложнила бы операцию и потребовала больших денег, которых у нее нет. Кроме того, повторную операцию лучше делать там же где и первую – это серьезно снижает риски обострений при проведении операции. Именно для этого Анна сохраняла формальное гражданство РФ – из соображений опасности за свое здоровье.

В результате Красулиной сделали повторную операцию в декабре 2014 года в России. Ее взялись делать те же специалисты в той же клинике, что и первый раз. Для них это был вопрос очень серьезного профессионального интереса. Однако к тому времени Анна уже была активным политическим и общественным деятелем, и закономерно опасалась начинать процедуру получения гражданства, так как не хотела давать козыри в руки белорусских властей – и, как мы видим, она была права.

13.11.2018 Анне Красулиной в Управлении внутренних дел (УВД) Московского района г. Минска зачитали постановление о «добровольной» высылке из РБ до 30 ноября с запретом на въезд сроком на 1 год.

Формальной официальной причиной решения о высылке стали административные правонарушения: в 2016 и 2017 годах, когда в отношении Красулиной были составлены два протокола по статье 23.34 КоАП РБ («Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия»), в 2018 году еще один – за неоплаченный вовремя проезд в автобусе.

Полная хроника событий этого года:

09.11.2018 – Анне Красулиной позвонили из Отдела по Гражданству и Миграции (ОГИМ) Московского района г. Минска со скрытого номера, пригласили обсудить вопрос «вида на жительство». Сотрудники милиции странным образом настаивали на срочной встрече прямо в субботу, 10.11.2018.

Анна была занята и перенесла встречу на вторник, 13.11.2018, на 9.00.

13.11.2018, 9.00 – начальник ОГИМ Московского района А. Гапоненко заявил, что «получено письмо (№ 916 ДСП), в котором речь идет о высылке страны. Вопрос остался только за сроками этой высылки. Предполагалось, что решение по срокам будет принимать начальник УВД Московского района в тот же день в 15.00. Начальник ОГиМ просил вести себя тихо, не поднимать шум и за это обещал срок высылки не более полугода. Анна Красулина предупредила, что будет обжаловать все затрагивающие ее права действия властей.

13.11.2018, 15.00 – ВРИОД начальника МОБ УВД Московского района г. Минска подполковник Д.И. Колодинский зачитал Анне Красулиной постановление о высылке из РБ в срок до 30 ноября с последующим запретом на въезд сроком на 1 год. На письменный запрос ознакомиться с документами ответил отказом, что является вопиющим нарушением как минимум статьи 62 Конституции РБ. В дискуссии не вступал. На требование Анны озвучил даты административных правонарушений, на которые они ссылаются. А именно:

1) 19.08.2016 – ст. 23.34 «Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия» (штраф оплачен, решение обжаловано, жалоба принята к рассмотрению в КПЧ ООН, о чем есть соответствующие документы);
2) 21.04.2017 – ст. 23.34 «Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия» (штраф оплачен, решение обжаловано, жалоба принята к рассмотрению в КПЧ ООН);
3) 23.03.2018 – ст. 18.30 ч.1 «Безбилетный проезд пассажиров на всех видах городского транспорта…» (штраф оплачен на месте).

После приема 13.11.2018 у ВРИОД начальника МОБ УВД Московского района г. Минска подполковника Д.И. Колодинский в загранпаспорт РФ Анне Красулиной поставили штамп «высылка на год с 30.11.2018». На руки выдали только уведомление о высылке.

28.11.2018 примерно в 16 часов Анна Красулина подала жалобу в вышестоящую инстанцию – в Главное УВД Минского горисполкома.

29.11.2018 со скрытого номера Анне позвонил сотрудник ОГиМ Московского района Карацюпа и сообщил, что процедура высылки приостановлена – до получения результатов обжалования.

30.11.2018 примерно в 11 часов позвонили из Управления по гражданству и миграции Минского горисполкома и сообщили, что ответ на жалобу от 28 числа уже получен, пригласили ознакомиться с ним в тот же день 30.11.2018 в 15.00.

30.11.2018 в 15.00 Анна была ознакомлена с решением: «в удовлетворении жалобы отказать». Девушка-офицер пояснила, что оснований для отсрочки высылки больше нет: «Ваш срок высылки сегодня, 30 ноября. И отсрочки больше нет. Так что сегодня ночью в ноль часов…» Анне было предложено немедленно покинуть страну.

30.11.2018 примерно в 16.50 Анна Красулина отправила жалобу в суд почтой, а затем в ОГиМ и УВД Московского района отправила сообщение об этом (с приложением квитанций и описью вложения письма) с дополнительной просьбой о приостановке процедуры высылки на время обжалования, а затем лично отвезла копию в УВД Московского района, отдала под подпись дежурному (принял и расписался майор Воловик).

Суд должен состояться в течение месяца, и уже стала известна дата18 декабря.

Глава 2. Выводы экспертов «Нашего Дома» о политической подоплеке данного кейса.

Эксперты (правозащитники и юристы) «Нашего Дома» считают решение о высылке Анны Красулиной политически мотивированными репрессиями за ее профессиональную (журналистскую) деятельность по следующим причинам:

  1. Не соответствующая белорусскому закону и надуманная причина высылки: «в интересах общественного порядка путем добровольного выезда из страны». В белорусском законодательстве нет определения термина «интересы общественного порядка». Но есть определение термина «нарушение общественного порядка», к которым не относится неоплаченный вовремя проезд в общественном транспорте. К «нарушению общественного порядка» по белорусскому законодательству также не относится участие в мирных несанкционированных акциях. Участие в несанкционированных мирных акциях по белорусскому законодательству – это «нарушение порядка управления». Т.е. Анну Красулину высылают из Беларуси по надуманным причинам, которые не имеют ничего общего с белорусским законодательством.

  2. Первый свой штраф за участие в несанкционированном мероприятии Анна получила за участие в пикете по сбору подписей во время избирательной кампании. Согласно Избирательному кодексу Республики Беларусь пикет по сбору подписей не попадает под определение «несанкционированное массовое мероприятие» и не требует разрешения. Однако, мы знаем, что данный пикет проводился около Министерства внутренних дел, и во время пикетирования людям напоминали про исчезнувших политиков, в частности – про члена ОГП и бывшего Министра внутренних дел Юрия Захаренко. А поскольку административное взыскание по вышеуказанной статье было присуждено незаконно, Анна после всех белорусских инстанций подала жалобу в Комитет по правам человека ООН. И эта жалоба принята к расмотрению. Сомнителен и второй штраф по этой статье – за исторический флаг, который был в руках Красулиной неподалеку от знаменитой белорусской тюрьмы для политических активистов в переулке Окрестина. Это административное взыскание Красулина тоже обжалует в КПЧ ООН, и эта жалоба тоже принята к рассмотрению. Сомнительность данных правонарушений, возможные противоположные белорусским решения КПЧ ООН ставят под сомнение данные события, как возможные поводы для дополнительных административных преследований (а высылка, как и депортация – административное преследование) по уже завершенным административным делам.

  3. Не говоря уже о том, что сами попытки административно преследовать за подобные вещи нарушает право гражданина на свободу выражения мнений и свободу собраний, гарантированных Конституцией страны.

  4. Министерство внутренних дел для себя сформулировало определение «общественного порядка» так: «общественный порядок – это система волевых общественных отношений…, направленных на обеспечение личной безопасности граждан… и на создание благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений». Но Анна Красулина не блокировала работу предприятий, не мешала функционированию общественных организаций и не угрожала личной безопасности каких-либо граждан во время участия в мирных, пускай и несанкционированных акциях протеста. Неоплаченный проезд в общественном транспорте тем более не является угрозой для личной безопасности граждан или угрозой для функционирования белорусских фабрик и общественных организаций. Т.е. официальная причина депортации – «в интересах общественного порядка» – не является аргументированной и основанной даже на собственной трактовке белорусского МВД.

  5. Кроме этого, мы как правозащитники считаем, что интересы любого общественного порядка в связи с участием в несанкционированных, но мирных массовых мероприятиях никоим образом не соизмеримы с разрушительными последствиями для личной и семейной жизни женщины при принудительном разлучении ребенка с матерью, жены с мужем, а дочери – с родителями.

  6. В итоге получается очевидно несоизмеримо высокое наказание за незначительность административных нарушений. Высылать журналистку из страны за неоплаченный вовремя проезд в транспорте, который произошел один раз за всю ее жизнь (при полностью оплаченном штрафе) – это, на наш взгляд, чрезмерная мера наказания. Кроме этого, Анна Красулина уже заплатила штраф за поездку без билета. И, получается, что власти ее наказывают второй раз, а двойное наказание за один и тот же поступок запрещено белорусским законодательством.

  7. Заметна подозрительно быстрая скорость ответов и принятия решений правоохранительных органов. Как показывает правозащитная практика, в случае обращения гражданина с какой-то жалобой, ответа на ее (его) обращение приходится ждать в срок до 30 дней. Тут же мы видим, что 28 ноября 2018 года Красулина подает жалобу в ГУВД Мингорисполкома, и уже через день, 30 ноября – готов ответ об обоснованности высылки из Беларуси и дается совет немедленно покидать страну. Т.е. скорость ответа государственных органов на жалобы Красулиной – в 30 раз выше скорости ответа обычному гражданину, что, на наш взгляд, прямо указывает на политическую подоплеку данного дела.

  8. Расплывчатость формулировок белорусского законодательства «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и отсутствие в данном законе конкретного перечня административных правонарушений в данной ситуации, как и во многих других случаях политических репрессий, создает поле как раз для политических репрессий, поскольку позволяет трактовать законодательство двояко. Подчеркнем, что закон Республики Беларусь не определяет круг и степень опасности противоправных действий, за которые иностранец может быть подвергнут таким санкциям, что приводит к очень субъективным решениям, в особенности если они основаны на политических мотивах, как в деле Анны.

  9. Анна Красулина является инвалидом III группы, и таким образом высылка из Беларуси ставит женщину в опасное для здоровья и жизни положение при отсутствии достаточных средств к существованию вне постоянного места жительства.

  10. Целью высылки является попытка дисциплинировать Анну и ограничить ее в ее профессиональной (журналистской) деятельности – это подчеркивает начальник . департамента по гражданству и миграции МВД Алексей Бегун: «Я не могу комментировать, но пусть она подумает сама и оценит свое поведение. Когда человеку один, второй раз «стучат по носу» за участие в несанкционированных мероприятиях, то человек, если он не гражданин страны, но хочет быть гражданином, должен натурализироваться. Если он не натурализировался и является иностранным гражданином, то должен понимать, на что он имеет право, а на что нет».