Мне стыдно жить в  стране,
где правосудие всего лишь игра.
Боб Дилан

26 марта были объявлены суды над задержанными в День Воли. Весь март проходили суды над людьми, собиравшими подписи за создание Национального университета в Беларуси. Про суды за День Воли писать пока почти нечего, а про суды за сбор подписей в поддержку беларуской мовы – тоскливо. Зато, если оценить их все в связке, то получается очень интересная картинка.

Во-первых, показательно само противопоставление. Те суды, которых все ждали, так пока и не прошли. Задержанные 25 марта люди пришли в здание под вывеской «Суд», добросовестно стояли и ждали, а им мимоходом сообщили: «Протоколы не привезли, и судов пока не будет». Зато те, кто не слишком предполагал оказаться в роли обвиняемого, как один узнали, что они не просто подписи собирали, а приняли участие в несанкционированных пикетах. Здесь и протоколы вовремя, и судьи на местах. Власть сразу всем так демонстративненько напомнила, кто в доме хозяин.

Во-вторых, даже в пренебрежении законом появилось ноу-хау. Хотя, казалось бы, куда уж дальше. Арестовали и посадили на сутки Леонида Кулакова и Николая Статкевича. Но, как только срочная необходимость исчезла – выпустили. И солнце зайти не успело. Такой вот дамоклов меч над головами подвесили. Очень удобный поводок в руках того же хозяина дома.

В-третьих, замечательна сама неизменность и рутинность процесса. При огромных усилиях и затратах на создание эффектной картинки для Запада и Кремля (пусть и с противоположными целями) не потрудились выделить ни одного джоуля энергии на создание видимости изменений в системе правосудия. Значит, им это не нужно. Власть даже фасад не собирается ремонтировать. И все разговоры о «мы вынудили Лукашенко пойти на уступки», «яркий и многолюдный концерт показал Кремлю нашу силу», «теперь с нами нужно считаться» – это пшик и самообман. У самых честных. А у тех, кто осознанно всё это буйство красок организовывал – абсолютный цинизм.

В-четвёртых. Вот тут мне трудно писать. Я очень рада, что людей отпустили в тот же день. Нечего хорошим людям задерживаться в этих коридорах беззакония. Но:

  • Если бы задержанных привезли в суд, то у них остались бы документы.
  • В суде можно хотя бы услышать, как власть объясняет задержание.
  • Можно громко заявить об издевательствах в РОВД.
  • Решение суда можно обжаловать в международных инстанциях.
  • Можно было бы узнать, сколько человек арестовано на самом деле, помочь им.

Нет, обойдётесь, господа. Что хотим и как хотим, то с вами и сделаем. И даже не будем придавать этому вид элементарной законности.

В-пятых, не побрезговали и мелкими пакостями. Например, люди отпросились с работы, были уверены, что в суде им дадут справку о вызове. А не тут-то было! И пошли они (люди) солнцем палимы, не зная, уволят ли их за отсутствие на работе или смилостивятся. Ещё один дамоклов меч.

И самое важное.  Государство использовало суды не ситуативно, а как элементы в целой цепи хорошо организованных событий. Хирургически точно была отсечена политическая протестная составляющая Дня Воли. Угроза судом стала поводом обвинить тех, кто настаивал и на шествии тоже (не исключая при этом концерта) в маргинальности, замшелости, тупости, стремлении идти как стадо баранов за ведущим. Жизнь идёт, а они всё протестуют. Зачем? Вот, посмотрите, мы же с флагами и шариками. А вы – бронтозавры, умеющие идти только прямо в пропасть. А если заниматься культурными проектами, то будет тишь и благодать. Собирайте подписи, ребята!

Стоп. Подписи?! Тоже подумайте. Да, мы создаём картинку для зарубежья. Да, мы даже разрешаем зарегистрировать Национальный университет имени Нила Гилевича. Но судить вас мы будем всё равно. Если захотим.

А мы захотим. Потому что, если отпустить поводья только слева, то лошадь и поскачет в сторону. А должна только прямо.

И церемониться мы не будем. Есть простой и ясный, как кувалда, инструмент – «суд». Мы будем им пользоваться. Нам не надо становиться тоньше, умнее, изощрённее. Мы остаёмся прежними. И раз мы не меняем репрессивное звено в цепи, то не надейтесь на изменения в экономике, политике, культуре. Или где вы там ещё надеялись? Концерт, декрет об IT-технологиях, министерство будущего… Мы вам ещё что-нибудь придумаем. Только не плачьте.

Я слышу с небес все эти простые, незамысловатые мыслишки. И радуюсь, что они сейчас стали особенно очевидны. Грустно, когда умные и думающие люди надолго задерживаются в эйфории праздника. Поэтому, если холодный душ беларуского «правосудия» излечивает это раз и навсегда, то я рада хотя бы такому радикальному средству. Хотя, конечно, не рада…

Ольга Майорова

*Позиция авторов рубрики «Мнения» может не совпадать с позицией МЦГИ «Наш Дом».