В Молодечно судят двух учительниц, назначенных стрелочницами гибели 13-летней ученицы 8-го класса городской средней школы №11.

Ольга Завадская и Ирина Апанасевич устным распоряжением школьного идеолога Дениса Курца были назначены сопровождающими группы из 19 учеников на уборку картофеля.

Ольга Завадская и Ирина Апанасевич. Фото: Белапан

Письменного приказа по школе об отправке детей на сельхозработы не издавалось.

Не было ни письменного, ни устного инструктажа учителей по технике безопасности для данного вида работ. В руководящих документах прописаны лишь действия педагогов при сопровождении учащихся на городских улицах (двигаться колонной по двое-трое на половине тротуара).

Прокурор на процессе, юрист 2-го класса Ольга Полищук, упорно добивалась от обвиняемых: почему детей через поле не вели колонной. Похоже сама прокурорша на картошке вряд ли была. И явно не представляет, как можно идти организованной колонной по перекопанному вдоль и поперек полю.

Прокурор Ольга Полищук. Фото: Белапан

К слову, инструкции как вести детей по вспаханному полю, нет в природе. Да и быть не может — перемещаются-то толпой!

Письменный приказ об отправке учеников идеолог Курец написал уже после убийства (гибели) школьницы Виктории. Начальница управления образования облисполкома Галина Казак лично примчалась в Молодечно, чтобы организовать написание приказа.

Похоже, надавила на исполняющую в тот момент обязанности директора школы Галину Пищик и через три часа после убийства школьницы заставила подписать приказ задним числом.

Под жесточайшим давлением, находящаяся в шоке ВРИО руководителя, свою подпись под противоправным документом поставила.

В противном случае на идеолога (зам.директора по воспитательной работе) прямо в кабинете надо было надевать наручники. Но руководительница образования Минской области Казак состряпанным под ее руководством приказом БСРМ-овца Курца из-под удара вывела.

А ведь Курец не только не подготовил приказ. По его личному распоряжению отправили на сельхозработы восемь 13-летних малолеток (40% состава группы). На суде «белый и пушистый» идеолог заявил, что не знал о возрасте восьмиклассников.

Интересно, а как можно заниматься воспитанием детей, не ведая об их возрасте?

Заместитель директора, направляя двух учителей для контроля над детьми, не назначил руководителя группы. Иными словами на картофельном поле было безвластие.

Денис Курец. Фото: соцсети

К слову, идеолог настолько уверен в своей неприкасаемости, что появляется в зале суда только по вызову на допрос. В отличие от Галины Пищик, которая присутствует в зале на большинстве заседаний, оказывая моральную поддержку своим коллегам, находящимся на скамье подсудимых.

«Белой и пушистой» на суде появилась и начальница Молодечненского отдела образования.

А ведь именно Инна Драпеза, как должностное лицо, в нарушение указания Министерства образования, по личной договоренности с директором сельхозпредприятия Александром Жигаренко, дала письменное распоряжение отправить на картошку школьников.

Аналогично «белым и пушистым» представлен на суде бригадир—полевод Алексей Ревко, в обязанности которого входит безопасное передвижение по полю механической техники.

Это должностное лицо не организовало сопровождение груженого самосвала. МАЗ двигался задним ходом сам по себе, без какого-либо контроля со стороны организаторов работ.

Установленная следствием скорость движения грузовика — 10 км/час, что составляет — 3 м/сек. Раздавленная девчушка, видимо, услышала предупреждающие крики, и, по показаниям одноклассников, стала поворачиваться. Но действия малолетки несравнимы с реакцией профессионального боксера или водителя.

Секунды на принятие решения и рывок у нее не оказалось.

* * *

Именно эти три должностных лица: начальница Молодечненского районного отдела образования, идеолог средней школы №11 г.Молодечно и бригадир полеводческой бригады СПК «Восток-Агро» должны восседать на скамье подсудимых.

Увы, судят педагогов, которые, в принципе, свои обязанности по обеспечению порядка в группе школьников исполнили.

Ведь их инструктировали, что дети должны вести себя тихо, картошкой не бросаться. И это было выполнено. О контроле движения по совхозному полю техники при инструктаже даже не упоминалось. То — прямая обязанность работников сельхозпредприятия.

Похоже, педагогов заставили полностью признать свою вину. Мол, тогда получите минимальное наказание. В противном случае будет по максимуму.

И учителя в зале суда сидят как мыши под веником. Вопросов не задают, записей не ведут. Не нашли ответа даже на вопрос судьи: «В чем Вы видите свою вину?»

На мой вопрос: «Адвокаты у Вас нанятые или государственные» — шарахнулись как от прокаженного.

Из других источников, узнал, что адвокаты из Минска, а деньги на оплату собирали коллеги-педагоги.


Инкриминируется педагогам-стрелочникам часть 2 статья 165: Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, выполняющим эти обязанности по специальному поручению, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего.

Санкция статьи: ограничение или лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью или без лишения.


Интересно, чем думали следователи, родившие за девять месяцев семь томов уголовного дела. В 7-м томе дела помещают договор с учителями, в котором черным по белому написано: «Учителя обязаны обеспечить безопасность детей в период образовательного процесса«.

Но во всех подшитых листах остальных томов об образовательном процессе не упоминается. И в письме-просьбе директора совхоза, и в указании начальницы отдела образования, и в насильно подписанном ВРИО директора приказе по школе — речь идет об отправке в совхоз на уборку картофеля. То есть, на сельхозработы, а не на учебное мероприятие.

Продолжение процесса — в понедельник 10 июля 2017 года. Начало — 10.00.

Запланированы прения сторон.

Валерий ЩУКИН,
«Наш Дом»