Продолжение серии легенд и мифов о белорусских волонтерах от Ольги Карач.

ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2

Миф №5. Ситуация бы давно поменялась, если бы все вышли на улицы.

Обманчивая легкость победы Александра Лукашенко в 1994 году привела к тому, что каждый год в Беларуси кто-то «по быстрому» хочет поменять власть. А теперь представьте себе, что такое быть политиком в стране, где каждый год – попытки революции? Человек приходит в политику, наталкивается на кого-то, кто с горящими глазами пламенно его убеждает в том, что «или сейчас, или никогда»… Начинает работать, получает неприятности, остается один на один, потому что никто ему помогать выпутываться из этих неприятностей не хочет, да и не может, на пороге – новая революция. Просто нет времени.

Схема повторяется из года в год. Не хватает времени, чтобы хотя бы оглянуться назад, чтобы подумать и проанализировать. Получается все очень грустно – «есть у революции начало, нет у революции конца…». Организации и партии банально задыхаются под гнетом «революций», они не могут развиваться, вырабатывать свои стратегии – потому что в революцию стратегии не нужны, нужны пламенные речи и баррикады, крейсер Аврора, революционные песни, крики «Ура!» и герои, закрывающие своей грудью вражеские дзоты.

В революцию не нужна кропотливая работа изо дня в день, потому что у революции есть только сегодня, и нет завтра. В итоге рано или поздно простой человек начинает испытывать своеобразное «де-жа-вю» — где-то я это уже видел, слышал или участвовал.

Но каждый год в Беларуси просыпается какая-то новая группка людей и начинает носиться с идеей «А давайте по быстрому скинем Лукашенко, а?», забывая при этом, что большинство белорусов уже успели поучаствовать в таких действиях и уже успели набить себе опыта в виде болезненных шишек.

И смотрят на новичков с жалостью и состраданием. Кстати, эти два чувства – именно то, о чем часто с восторгом рассказывают молодые политики от оппозиции: как жалеют их, и как им сострадают обычные люди, особенно бабушки: «Ай, мой бедненький, куда ж ты полез! Как тяжело тебе будет!». Забывая при этом, что так обычные люди сочувствуют и еще одной категории – деревенским дурачкам…

Кроме этого, есть еще второй очень странный миф у белорусских политиков: главное — под любым предлогом вытянуть белорусов на улицы, а уж там-то… Что подразумевается под этим «там-то» — никто не знает. А ведь белорусы уже выходили на улицы и стояли – и в 1996, и в 1999, и в 2001, и в 2006, но что-то ничего так и не поменялось. Кроме этого, на праздники тоже выходит огромная толпа народа – а революции не случается. Выходит, дело тут не в выходе на улицу большого количества белорусов, а в чем-то еще…

Поэтому мои одноклассники и не будут участвовать в политике – пока не увидят долгосрочность и серьезность той или иной организации, пока не убедятся, что это не очередные потуги очередной группы наивных романтиков.

Миф №6. Ситуацию в Беларуси может изменить молодежь, особенно студенты.

Воспитанные послевоенным поколением под лозунгами «Что угодно – лишь бы не было войны», молодежь эпохи лукашизма охотнее откликается именно на идею очередной «революции», они больше играют в политику и играют в «политиков». Играют со всей серьезностью и энергией, на которую способны, но это только игра.

К сожалению, молодежь и студенты не смогут встать во главе демократического движения и куда-то его повести.

Не потому что глупые, а потому что нет политического опыта, пусть даже и негативного. Нужно время, чтобы набрать этот опыт. Нужно время, чтобы научиться просчитывать свои шаги и анализировать последствия этих шагов. Нужно время, чтобы начать жить категорией времени. Мало кто в 20 лет планирует свою жизнь на 20 лет вперед. Мало кто в 20 лет планирует свою жизнь даже на три года вперед. Даже три года кажутся такими далекими и недосягаемыми.

И нужно время, чтобы научиться не наступать на те же грабли и научиться не повторять старых ошибок. В политике нет гениев, которые рождаются с абсолютным знанием и абсолютными политическими талантами. Хотя и возраст тоже не гарантирует политический опыт, потому что основная масса сегодняшних оппозиционных политиков пришла в политику примерно в одно и тоже время – кто-то был моложе, кто-то старше, но все пришли в политику одновременно…

Ситуацию в Беларуси сможет поменять только население Беларуси – причем не одна какая-то группа, а разные социальные группы, которые хотят перемен.

Но это желание прагматично – белорусы хотят знать, какие перемены им может принести та или иная политическая группа. Каждый белорус хочет быть уверен, что перемены не сделают конкретно его жизнь хуже. И те политики, которые смогут убедить в этом большинство белорусов, и придут к власти…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Ольга Карач,
«Наш Дом»