Свобода приходит нежданно. Так было год назад, 22 августа, в субботу. В тот день я работал на промзоне ИК-15. Вышел внеурочно. День почему-то тянулся. Швейная машинка, на которой я работал, поломалась. Поэтому почти весь день я был занят её починкой.

Когда я вернулся с работы в 16:00, у меня был ещё час до ужина. Но успел только умыться, как пришли два контролёра.

— Васькович? Собирайся, — сказали они.
— Куда?
— Не важно. Собирайся.
— Так куда?

Тут им по рации дали отбой. Они ушли. У меня промелькнула надежда. Но пришлось сдержаться. Со своими соседями по комнате заварили чай: если и заберут, то хоть попрощаемся. Но выпить не успели. За мной пришли уже два офицера.

— Женя, собирайся на этап, — сказали они. — Там узнаешь, куда этапируют.

Собрался я быстро. Почти всё оставил двум своим соседям. На «этап» мне незачем тащить большие сумки.
В этапной комнате я прождал около двух часов (в лагере шла вечерняя проверка).

О том, что меня помиловали, я узнал от одного офицера. Мы пошли в «коридор свободы». Там начальник колонии выдал мне мои вещи и мы распрощались.

Два офицера отвезли меня на автовокзал. Дождались автобуса, и я поехал домой. Всю дорогу смотрел в окно, на природу. Приехал уже вечером, затемно. Выйдя из автобуса, увидел родных и соратников. Все радушно меня встретили…

Прошёл год с момента моего освобождения. Я женился. Нашёл свою сферу. С женой Александриной ждём семейного пополнения. Про свои годы в тюрьме помню ежесекундно. Но, ради любимой жены, не вспоминаю о них в слух.

Евгений Глаголев-Васькович, «Наш Дом»
[email protected]