7 декабря Минский областной суд приступил к рассмотрению заявления жительницы Молодечно Олеси Садовской. Женщина, у которой забрали восьмилетнюю дочь, просит судебную коллегию по гражданским делам Минского областного суда провести амбулаторную экспертизу и освободить ее от уплаты за экспертизу. Для проведения экспертизы женщина просит пригласить члена правления «Белорусской ассоциации психиатров» профессора Игумнова Сергея Александровича.
Сегодня суд потребовал от Молодечненского районного отдела образования заключение о родительско-детских отношениях между Олесей Садовской и дочерью Екатериной.
На процессе в качестве независимого специалиста (!) выступал заведующий Молодечненским психоневрологическим диспансером Александр Божко. Олеся Садовская и общественный представитель Гарри Погоняйло ходатайствовали об отводе Александра Божко, который является заинтересованным лицом. Суд отклонил ходатайство.
«Диагноз не является основанием для отобрания ребенка. Но Садовская не осознает, что больна, и с годами ей становится все хуже», — заявил А.Божко.
На вопрос прокурора о том, какую угрозу представляет Олеся Садовская ребенку – не ответили ни представитель районного отдела образования, ни заведующий Молодечненским психоневрологическим диспансером.
Прокурор пытался затронуть тему психоневрологической экспертизы, которую якобы Олеся Садовская проходила в рамках уголовного дела. Однако женщина категорически заявила, что никакой экспертизы по уголовному делу не проходила – на том тему и свернули.
Гарри Погоняйло представил суду ответ из Министерства здравоохранения, согласно которому перечень медицинских заболеваний создан «с целью недопущения использования Перечня в отношении лиц, не являющихся обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении». Этот список составлен только для обязанных лиц, каковой Олеся Садовская не является. Однако суд отказался приобщить документы к материалам дела.
Вопрос об амбулаторной экспертизе суд не рассматривал.
Следующее заседание суд назначил на 28 декабря. К этому времени суд надеется получить ответ на обращение Олеси Садовской к министру здравоохранения Республики Беларусь Василию Жарко об отмене заключения ВКК Молодечненского психоневрологического диспансера УЗ «Молодечненская ЦРБ» от 06.07.2015 г. № 372.
Указанным заключением установлено, что выявленное у меня психическое заболевание подпадает под перечень заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.03.2010 № 3.
Заключение выдано по просьбе отдела образования спорта и туризма Молодечненоского райисполкома для решения вопроса о предоставлении моей дочери Екатерине, 22.08.2007 г.р., статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей.
На основании полученного из ВКК заключения Молодечненский райисполком 13.06.2015 г. (дата указана в судебных постановлениях) принял соответствующее решение и передал дочь на воспитание в семью Амангельдыевой Т.Г. В просьбе о возвращении Екатерины в семью мне было отказано со ссылкой на то, что установленное заболевание подпадает под Перечень.
«Заключение ВКК от 06.07.2015 г. № 372, незаконно выданное УЗ «Молодечненская ЦРБ» в отношении меня со ссылкой на Перечень, послужил основой сначала для незаконного принятия решения исполкомом, а затем и судом. Полагаю, что сам факт наличия заболевания не может служить основанием для отобрания ребенка. Ограничение в родительских правах в форме отобрания ребенка лишь на основании наличия у матери определенного заболевания противоречит закону и является дискриминацией по признаку состояния здоровья, — отмечает Олеся Садовская. — Принципиально важным является то, что утвержденный перечень Минздрава принимался на основании бланкетной нормы статьи 93 КоБС о возмещении родителями расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. В нем предусматривается в качестве льготы освобождение от возмещения указанных расходов в отношении родителей, которые не могут выполнять родительские обязанности по факту, т.е. когда ребенок уже отобран и находится на государственном обеспечении».
Женщина просит «провести служебное расследования моего случая и направить в мой адрес соответствующее заключение Минздрава».
Олеся Садовская планирует приобщить ответы из Минздрава и Минского облисполкома кобращению в комиссию по правам ребенка при президенте РБ.