Жительница Молочено Олеся Садовская, у которой отобрана восьмилетняя дочь Екатерина, просит отменить статус ребенка как «оставшейся без попечения родителей». Женщина направила обращение в Минский областной исполнительный комитет с просьбой отменить решение Молодечненского райисполкома, принятое 16 марта 2015 года.

 

sad

 

Согласно решению Молодечненского райисполкома, ее дочери Екатерине, родившейся 22 августа 2007 года, предоставлен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и она определена на воспитание в семью Амангельдыевой Татьяны Георгиевны. Поводом для принятия решения послужило помещение Олеси Садовской на принудительное лечение в психиатрическом стационаре с обычным наблюдением – так решил суд Молодечненского района Минской области 23 июня 2014 года.

 

По заключению эксперта номер 21/6.2.1-9 от 13.02.2014г. установлено, что женщина страдает хроническим психическим заболеванием в форме органического аффективного расстройства.

 

17 февраля 2015 года женщину госпитализировали в восьмое психиатрическое отделение для женщин ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья», где она прошла курс лечения, откуда выписали 25 июня 2015 года после курса лечения. Врачи констатировали, что состояние ее здоровья «стабилизировалось, значительно улучшилось и наступило такое изменение характера заболевания, при котором отпадает необходимость в применении принудительного лечения.

 

Возвратившись домой, Олеся Садовская обратилась в Молодечненский райисполком (орган опеки и попечительства) с заявлением о возвращении ребенка. Однако исполком предоставил дочери Екатерине статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Основанием для принятия такого решения явилось заключение ВКК от 6 июля 2015 года, по которому у женщины есть заболевание, при котором родители не могут выполнять родительские обязанности.

 

Олеся Садовская считает это «решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене».

 

Министерство здравоохранения отметило, что выдача заключений ВКК о наличии у родителей (родителя) заболеваний, включенных в Перечень, не совсем корректна, так как его действие распространяется только на лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на обеспечении. А это значит, что указанная норма законодательства неприменима к ней: она не является обязанным лицом. А ссылка же в решении на заключение ВКК является недостаточной и незаконной.

 

Вопрос о возможности исполнения родительских обязанностей, о нахождении ребенка в социально опасном положении не относится к компетенции Минздрава, а на органы опеки и попечительства и иные уполномоченные органы.

 

«Я не вела и не веду аморальный образ жизни, имею жилье и постоянное место жительства. Не установлено, что у меня в силу заболевания может быть снижена трудовая и социальная адаптация. Я следую нормам и правилам общественного поведения и морали, в том числе в отношении правил ухода за ребенком, его содержания и воспитания. До помещения меня на лечение я успешно на протяжении семи лет заботилась о дочери.

 

В соответствии с действующим законодательством сам факт наличия заболевания, включенного в Перечень, не может служить основанием для принятия решения о предоставлении статуса ребенку оставшегося без попечения родителей. Ограничение в родительских правах в такой форме, а фактически отобрание ребенка лишь на основании наличия у матери определенного заболевания, является дискриминацией по признаку состояния здоровья.

 

Ни в указанном заключении ВКК № 372, ни в спорном решении Молодечненского райисполкома нет обоснований какой-либо опасности для Кати при нахождении ее со мною, ссылок на ограничения, связанные с болезнью и невозможности в связи с этим выполнять родительские обязанности.

 

Считаю, что разлучение с матерью для ребенка и меня – огромная травма. А необоснованно принятое формальное решение, без всестороннего анализа в данной конкретной ситуации, без межведомственного подхода является неправильным», — отмечает Олеся Садовская в обращении.

 

Олеся Садовская просит Минобисполком отменить решение Молодечненского райисполкома от 16 марта 2015 года № 217 (с изменениями от 13.06.2015 г. № 646) «О защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому «Садовской Екатерине Александровне предоставлен статус ребенка, оставшегося без попечения родителей в связи с тем, что мать, Садовская Олеся Петровна согласно медицинскому заключению врачебно-консультационной комиссии Молодененского психоневрологического диспансера УЗ «Молодечненская ЦРБ» от 6 июля 2015 г. № 372 имеет заболевание, при котором родители не могут выполнять родительские обязанности».

 

7 декабря в 10 часов Минский областной суд рассмотрит заявление жительницы Молодечно Олеси Садовской, которая просит провести амбулаторную экспертизу и освободить ее от уплаты за экспертизу. Для проведения экспертизы женщина просит пригласить члена правления «Белорусской ассоциации психиатров» профессора Игумнова Сергея Александровича.

 

«Наш Дом»