В жилищно-коммунальном хозяйстве Беларуси грядут перемены. С 1 марта на базе Партизанского и Первомайского районов Минска началась апробация нововведений, предложенных рабочей группой по изучению проблемных вопросов в ЖКХ. Об оптимизации системы корреспондент БЕЛТА побеседовал с министром жилищно-коммунального хозяйства Александром Тереховым.

— Александр Александрович, сфера жилищно-коммунального хозяйства — одна из «любимых» у населения. Количество обращений хоть и уменьшается, но не такими быстрыми темпами, как, наверное, хотелось бы. Однако если в случае суждений граждан можно говорить об их субъективном отношении к данной сфере экономики, то вы в качестве министра могли бы объективно оценить работу ЖКХ Беларуси?

— Система жилищно-коммунального хозяйства Беларуси работает стабильно. Это объективно. Населению оказывается весь необходимый спектр услуг без ограничения объемов — человек может потребить, например, воды и электроэнергии, столько, сколько ему необходимо. Если где-то происходит аварийная ситуация, мы расцениваем ее действительно как чрезвычайную и оперативно устраняем. Также одной из характеристик системы является ее регулируемость и управляемость со стороны государства.

— Государственное регулирование системы ЖКХ — это хорошо или плохо?

— Как показывает практика последних лет, это все-таки больше положительный момент. Я бы даже сказал, в большинстве своем положительный. В России, к примеру, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства была отдана частному бизнесу. Происходящие там сейчас преобразования направлены как раз на усиление роли государства, так как практика показала, что есть вопросы как по заказчикам, так и по исполнителям услуг. У нас в стране связь государства и системы не была потеряна, что позволяет держать руку на пульсе и не только минимизировать злоупотребления в тарифообразовании, в оплате услуг, но и контролировать качество ЖКУ. Так, фактически каждый прием граждан в министерстве обращается большое количество представителей товариществ собственников, которые просятся, чтобы их забрали на обслуживание в ЖЭС, что свидетельствует об очевидных преимуществах государственной формы обслуживания. С чем это связано, мы разбираемся в каждом конкретном случае. Нередко имеет место злоупотребление полномочиями со стороны председателей товариществ. На все подобные факты реагируем жестко, вплоть до отстранения от занимаемой должности.

— Откуда же тот негатив, который, кажется, неотделим от сферы ЖКХ?

— Вы сами отметили, что отношение к жилищно-коммунальному хозяйству по большей части субъективное. Оно и понятно: с нашей системой человек связан непрерывно, начиная с рождения и заканчивая уходом из жизни. Например, с системой образования мы связаны тогда, когда учимся сами или учатся наши дети, и тогда мы можем оценивать ее. С системой здравоохранения сталкиваемся, когда заболеваем сами или болеют наши родственники. А ЖКХ? 24 часа в сутки 7 дней в неделю. И, несмотря на все существующие нарекания, еще раз повторю: в целом система работает стабильно и в большей степени эффективно.

— Тем не менее, последние несколько лет ведутся разговоры об ее реформировании.

— Мы говорим о том, что существующая система стабильна, но не оптимальна. Она способна эффективно работать только при высоком административном управлении, она замкнута в себе, что не позволяет жилищно-коммунальному хозяйству развиваться теми темпами, которыми нам хотелось бы. Речь идет и о внедрении новых технологий, и о повышении качества услуг, и о прозрачности начисления оплаты и других аспектах, которые позволят, с одной стороны, обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование системы, а с другой — устранить негативные моменты ее функционирования.

— Что, по-вашему, необходимо изменить?

 

— Анализировать «узкие» места мы начали со структуры управления организацией работы и поняли, что проблема заключается в том, что сейчас функции заказчика и подрядчика, по сути, выполняет одна организация — ЖРЭО, поэтому ждать эффективности не приходится. Изначально мы хотели перенять опыт России, где работают так называемые жилищные инспекции, которые стоят над системой. Их предписания обязаны выполнять как заказчики, так и подрядчики. Однако потом решили, что в Беларуси внутри самой системы можно разделить функции заказчика и подрядчика, оставив при этом государственную форму собственности.

 

— То есть основной посыл преобразований — разделить службы заказчика и подрядчика?

— Да. Но при этом важно подчеркнуть, что мы их «разводим» по собственности, то есть у них не будет одного руководителя, который по должностным обязанностям, с одной стороны, должен был бы следить за качеством услуг, а с другой — отвечал бы за финансово-экономическое состояние подрядных организаций. Такая модель застопорила качество обслуживания жилья на том уровне, который мы имеем. Да, его можно было бы улучшать и сегодня, но только через административные рычаги управления. Наша система предполагает экономический механизм регулирования. Если услуга оказана некачественно, мы как потребители не будем ее оплачивать либо будем оплачивать настолько, насколько нам ее оказали.

— Давайте по порядку: что представляет собой служба заказчика сейчас и во что планируется ее преобразовать?

— Сейчас служба заказчика — это ЖРЭО, но она же и служба исполнителя. То есть именно эта организация должна представлять интересы населения, но она отягощена всеми теми ЖЭС, которые входят в ее структуру и являются службой исполнителя. И вот что получается: что может сделать ЖРЭО, если ЖЭС не выполнил работу или выполнил ее некачественно? Констатировать, что исполнители безответственны, недобросовестны, выговор им объявить. Что до наказания рублем, то ни одно ЖРЭО не лишит ЖЭС денежных средств, которые заплатило население и дотировал бюджет, потому что именно ЖРЭО отвечает за то, как ЖЭС выплатит заработную плату своим работникам.

Еще один существенный момент: в настоящее время ЖРЭО — это комплексная организация, в которой работает около 1,5 тыс. человек и которая занимается очень многим, помимо обслуживания жилищного фонда. Там и свой транспорт, и свое управление механизации, и своя зона озеленения и благоустройства. Это в каждом ЖРЭО! Мы же хотим создать службу заказчика, от которой не зависела бы служба исполнителя и которая занималась бы только работами, связанными непосредственно с обслуживанием жилищного фонда.

— Мы уже писали о том, что апробация предложенной оптимизации началась с 1 марта на базе Первомайского и Партизанского районов Минска. Чтобы было понятнее, давайте возьмем, к примеру, Первомайский район. Службой заказчика в нем будет…

— …КУП «ЖКХ Первомайского района Минска». В его состав войдут около 50 человек из нынешнего ЖРЭО района. И это будут лучшие специалисты, которые, прежде чем попасть в службу заказчика, пройдут обучение и профессиональную аттестацию. Более того, мы организуем конкурсный отбор, чтобы потребитель услуг был уверен, что его интересы будут представлять настоящие профессионалы своего дела.

— Каковы функции службы заказчика?

— Проведение торгов и организация работ по выполнению технического обслуживания жилищного фонда, капитальному ремонту, текущему ремонту, уборке территории, аварийному обслуживанию, обслуживанию лифтов, обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанию платных услуг. Сюда же входит работа с обращениями граждан. Кроме того, КУП будет контролировать выполнение оказываемых исполнителем услуг. Самое главное, что это предприятие будет являться нашим с вами представителем, действовать от нашего лица, будет подотчетно нам. Мы с вами практически не будем знать, кто оказывает нам ту или иную услугу. На страже наших интересов будет стоять вот эта самая уполномоченная организация — условно КУП «ЖКХ Первомайского района Минска».

— То есть если услуга будет оказана некачественно, населению не нужно будет искать правды у исполнителя?

— Да, население будет иметь дело только со службой заказчика, контролирующей, насколько качественно выполнена та или иная услуга. Если работа исполнителя выполнена некачественно, например, в доме не работает доводчик двери, домофон и т.д., служба заказчика предъявит претензии к той подрядной организации, которая оказывает эти услуги. Причем дело не ограничится выговором — будут применяться штрафные санкции. Другими словами, будем уходить от административного рычага к экономическим воздействиям.

— Со службой заказчика разобрались. Теперь о службе исполнителя.

— Поскольку у нас много госсобственности, то на первоначальном этапе мы подразумеваем, что службой исполнителя как были, так и будут жилищно-эксплуатационные службы/участки. Но от сегодняшних ЖЭС они будут отличаться тем, что станут хозрасчетными, то есть их цель — зарабатывание денег, потому что они больше не будут жить за счет средств населения и бюджетных дотаций.

— Следовательно, зарплата работника ЖЭУ будет зависеть от объема работы и качества ее выполнения?

— В идеале — да. Сегодня проблема в том, что ввиду многопрофильной работы ЖЭС не имеют узконаправленных специалистов, а мы стремимся к профессиональному выполнению работниками своих обязанностей. Если речь идет о техническом обслуживании жилого дома, то это должно быть только техническое обслуживание жилого дома, которым будет заниматься рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений, так называемый хаус-мастер. Он будет работать на основании технологических карт, в которых нами четко определено, что человек должен выполнить: сколько раз в год обследовать инженерные сети, сколько раз проверить состояние фундамента и стен и т.д. Сейчас это делается по согласованию с министром, подписывающим приказ о проведении весеннего осмотра. Далее от общего переходим к частному: например, как часто должны выполняться прочистка систем водостока, устранение мелких изменений фасада, технический осмотр водонагревателя и т.д. Другими словами, в технологических картах указан конкретный перечень работ и время на их выполнение. Кроме того, мы определили ежегодный расход материалов на жилой дом.

— Для чего все это нужно?

— Для того чтобы получить четкое отображение затрат на техническое обслуживание конкретной серии домов, понять, сколько подобных зданий может обслужить хаус-мастер, быть уверенными в том, что он выполнит все необходимое, и дом из года в год будет сохраняться в надлежащем состоянии. Мы как наниматели и собственники сможем спокойно жить в этом доме, не волнуясь о том, что дом стареет, ветшает, а значит, теряет в стоимости.

— Отсюда следует, что если затраты на техобслуживание разных серий домов неодинаковы, то и стоимость этой услуги должна отличаться.

 — Конечно. Более того: собственник или наниматель должен платить только за тот объем услуг, который необходим и оказан каждому конкретному дому. Мы стремимся к тому, чтобы население четко знало, сколько и за что платит. Вот пример. Пятиэтажный жилой дом без лифта, противодымной защиты, еще какой-то более серьезной автоматики — простая лестница, четыре выключателя, пять лампочек. Для того чтобы осмотреть такой дом, хаус-мастеру нужно определенное количество времени в соответствии с технологической картой. Стоимость обслуживания на этом доме будет, скажем, 20 человеко-часов в год, при этом затраты будут составлять Br1 тыс. за 1 кв.м. Возьмем другой жилой дом, например девятиэтажный. Поскольку он более энергоэффективный, насыщен инженерной электроникой, противодымной защитой, он будет иметь совершенно другой тариф. Возможно, Br1,2 тыс. Мы пока считаем только трудозатраты. Но в конечном итоге придем к тому, что ЖЭУ будет обслуживать этот жилой дом посредством хаус-мастера и зарабатывать на этом деньги.

— Поговорим о структуре ЖЭУ.

— Как уже отмечалось, одна из функций КУП — организация выполнения технического обслуживания домов. Предполагается, что в структуру ЖЭУ войдут группы так называемых хаус-мастеров, которые будут заниматься только данным видом работ. Эти специалисты будут работать по определенному тарифу, зарабатывать на себя и на ЖЭС.

Еще одна функция, которую для нас должен организовать заказчик, — проведение текущего ремонта жилого дома. Он должен быть организован по двум направлениям: за счет средств собственников (все, что связано с ремонтом подъездов) и бюджетных средств (на поддержание в нормальном состоянии конструктивных элементов, которые находятся на обслуживании эксплуатирующей организации, — крыша, стены, подвал и т.д.). Эти виды работ может выполнять ЖЭУ, но выиграть тендер может и строительная организация. ЖЭУ будет заинтересовано в выполнении этих работ, так как сможет не «сидеть» на дотациях, а зарабатывать с каждого вида оказываемых услуг в рамках тех тарифов, которые на сегодняшний день определены. Мы наводим порядок и призываем эти организации к финансовой дисциплине.

КУП, выступая в роли заказчика работ, будет формировать списки домов, которым требуется капитальный ремонт. Можно привлечь сторонние организации, но если в ЖЭУ есть специалисты, способные выполнить этот объем работ, пожалуйста. Сегодня ЖЭС не заинтересованы заниматься какими-то дополнительными видами деятельности, так как они на этом ничего не зарабатывают, да и их затраты все равно не будут компенсированы. Сейчас ЖЭС занимаются только ликвидацией аварийных ситуаций.

При этом важно, чтобы административно-управленческий аппарат зарабатывал деньги, производя и техническое обслуживание, и текущий ремонт, и капитальный ремонт. То есть штатное расписание будет определяться не министром или кем-то еще, а внутри самой организации в зависимости от объема выполняемых работ. Да, оно будет рекомендовано. Например, если ЖЭУ будет ежемесячно ремонтировать 100 тыс. кв.м кровли, естественно, будут нужны и мастера, и сильный штат инженеров. Фактически мы уходим от того, что организация содержится только за счет технического обслуживания дома, то есть за счет одного вида деятельности. Мы говорим о том, что это комплексная организация.

— С техобслуживанием и ремонтами относительно разобрались. Что насчет уборки территории?

— Это тема отдельная. Сегодня каждый жилой дом стоит на землях общего пользования и имеет какую-то прилегающую территорию. В одном доме — это 1 тыс. кв.м, в другом — 5 тыс. «квадратов». Соотношение прилегающей территории к жилой площади в каждом доме различное. И это притом, что придомовая территория, по сути, ничем не отличается, например, от проспектов Независимости, Пушкина или любой другой улицы, и ее благоустройство и содержание занимает значительную часть при формировании затрат. Поскольку разница между стоимостью квадратного метра, выставляемой ЖРЭО, и тем, что оплачивает население, дотируется из бюджета, на заседании рабочей группы мы решили, что если хотим перейти на формирование тарифов по каждой конкретной серии домов, то нам нужно «отвязаться» от этой закрепленной за каждом домом площади, которая на сегодняшний день ничем не узаконена. В результате было принято решение вывести эти территории из технического облуживания дома и напрямую финансировать за счет средств бюджета. То есть они уже не будут влиять на себестоимость технического обслуживания дома.

— Кто и как будет следить за этой территорией?

— Эту услугу сможет оказывать как ЖЭУ, так и любая другая специализированная организация, работающая в Минске, — например, «Зеленстрой», «Горремавтодор» и т.д. Кто предложит меньшую стоимость, тот и будет работать, в том числе и частник. Но никто ЖЭУ от этой услуги не отстраняет.

— Еще один пункт, на котором ЖЭУ может заработать, — оказание дополнительных ремонтно-строительных услуг населению.

— Это как «муж на час» — гвоздь вбить, кран поменять и т. д. Но эти услуги должны оказывать высококлассные специалисты. Они есть, но работают «в тени». Если это востребовано, пожалуйста, — берите такого специалиста в штат, платите ему зарплату.

— Так в чем же ключевое отличие нынешних ЖЭС от будущих ЖЭУ?

— Главная особенность в том, что в ЖЭУ каждая бригада будет заниматься своим делом по своим тарифам, зарабатывать на себя: сколько заработал — столько и получил. Если у убирающего территорию зарплата должна быть, скажем, Br4 млн, то рабочий, выполняющий капитальный ремонт кровли, может получать до Br15 млн. Сегодня, например, мы начинаем широко пользоваться услугами промышленных альпинистов вместо того, чтобы держать технику. Обучили специалистов, платим им хорошую зарплату, они самостоятельно выполняют заделку швов. И нам хорошо, и им хорошо.

Но тут надо подчеркнуть, что мы не дадим директорам ЖЭС расслабиться: все услуги нормированы, никто не сможет взять чего-то лишнего. А если захочет, то не сможет составить конкуренцию остальным. А не сможет составить конкуренцию — станет вопрос об объединении, слиянии и поглощении ЖЭС.

— Кто будет руководить службами заказчика и подрядчика?

— Служба заказчика будет подчиняться организации, являющейся представителем Мингорисполкома — ГУ «Жилищное коммунальное хозяйство города Минска», состоящего из 10 КУП по районам. В областных центрах будет один КУП. Госучреждение будет содержаться за счет бюджета, не обременяя всю систему. Службой исполнителя будет руководить отдел ЖКХ администрации района.

— Теперь давайте о самом интересном — о стоимости ЖКУ. Как она изменится?

— Пока не изменится ничего — тариф каким был (Br947,1 за кв.м), таким и останется. Да и себестоимость пока будет прежней. Другое дело, к чему мы хотим прийти.

— К чему же?

— Во-первых, к тому, что техобслуживание разных домов будет стоить по-разному, в то время как сейчас мы платим усредненную цифру. Например, «квадрат» в типовом девятиэтажном доме обойдется в Br700, в элитном — Br1,3 тыс. И если вы проживаете в девятиэтажном доме, то вы не будете платить усредненные Br947,1, как сегодня. Стоимость будет отображать реальные затраты на техническое обслуживание этого жилого дома.

Во-вторых, мы будем стремиться к тому, чтобы в себестоимость услуг по техническому обслуживанию жилфонда не входило ничего из того, что не должно туда входить. Сейчас стоимость услуги в среднем по Минску составляет Br2,8 тыс. В результате структурного преобразования она должна существенно снизиться — до Br1,7 тыс. и ниже. А это значит, население, оплачивая нынешние Br947,1, будет возмещать не 25-30%, а 50-70%, что существенно приблизит нас к 100%-ной оплате ЖКУ.

— Эксперимент по внедрению новаций начался в Минске 1 марта. Сколько времени потребуется на отлаживание механизмов?

— Все будет зависеть от человеческого фактора, от того, насколько принципиально мы подойдем к отбору кадров. Мы же понимаем, что из других стран массово к нам никто не приедет обслуживать жилье, нам нужно подготовить своих специалистов. Думаю, что хватит нескольких месяцев. Но уже сегодня, проводя прием граждан и знакомя их с новой схемой работы ЖЭС, мы видим, что отторжения или неприятия новых подходов нет. Для человека разница в 200 рублей на квадратном метре не является столь уж существенной. Но он хочет знать, что эти деньги тратятся на обслуживание дома, в котором он живет.

— Прошло уже 100 дней, как вы занимаете должность министра. Можете как-то емко охарактеризовать это время?

— 100 дней — как один день. Когда нацелен на результат, то время летит незаметно, а мы нацелены на результат. Хотелось бы претворить разработанный проект реформирования отрасли в жизнь не только в Минске, но и в республике в целом.

Источник инфнормации: Белта