Поддержать Тонкачеву при рассмотрении ее дела в администрации Первомайского района 5 ноября пришли около полусотни человек — друзья, правозащитники, общественные активисты и журналисты. Специально из Москвы приехал член Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) при президенте РФ Сергей Кривенко.
Он знаком с Еленой Тонкачевой давно, почти 10 лет она является экспертом СПЧ.
«Я знаю ее как крупного общественного деятеля», — подчеркнул Кривенко. — Правозащитники нуждаются в особой защите, в особом внимании и со стороны государства, и со стороны общества. Поэтому наш совет очень пристально наблюдает за этой ситуацией, председатель СПЧ Михаил Федотов проинформировал о ней Владимира Путина и российский МИД, с тем, чтобы оказать срочную поддержку российской гражданке Тонкачевой».
В СПЧ уверены, что Тонкачева попала в эту ситуацию за свою общественную деятельность.
Кривенко также отметил, что высылки подобного рода являются нарушением международных норм, тем более «Беларусь и Россия входят в союзное государство», и инцидент с Тонкачевой «нарушает интеграционные процессы между двумя странами».
Решение о высылке Тонкачевой сравнимо с арестом Беляцкого, считает политолог Юрий Чаусов: «Такого масштаба «наездов» на гражданское сообщество не было с 2011 года (когда был задержан Беляцкий)».
Чаусов подозревает, что белорусские власти еще не понимают политического значения сегодняшнего решения.
«Для европейского сообщества, структур ООН, ЕС высылка правозащитницы Тонкачевой из Беларуси будет иметь такое же большое значение, как и арест Беляцкого. В этом есть надежда, что при подаче апелляции в вышестоящие инстанции этот факт может сыграть большую роль», — сказал он.
Руководитель Ассамблеи неправительственных организаций Сергей Мацкевич сегодняшнее решение Первомайского РУВД Минска назвал очень жестоким.
«Это в очередной раз подчеркивает, что у нас в отношениях человека и государства человек — это ничто. За несколько превышений скорости высылать человека из страны — это цинично со стороны властей. Это, конечно, политическое решение», — полагает он.
Мацкевич не исключает, что сегодняшним решением власти хотят «поддержать атмосферу страха, которая и так достаточно большая»…