«Мы хотим мира», — об этом говорят белорусы, которые живут в неспокойной нынче Донецкой области.
Согласно последней переписи населения, в этом украинском регионе проживает примерно 24 тысячи этнических белорусов. С некоторыми из них поговорили Naviny.by.
София Пасынкова, 62 года, Донецк
Софья Пасынкова уехала в Украину в 19 лет. Здесь получила высшее образование и почти 40 лет своей жизни отдала педагогической работе. Сейчас она на пенсии и подрабатывает репетитором.
«Всю жизнь я проработала педагогом, а пенсия у меня 100 долларов», — рассказывает женщина. В Донецке она не ощущает себя в безопасности, потому что «в любой момент может что-то произойти».
«Пока в самом городе перестрелки нет, но каждый день живешь и боишься, что завтра будет. Пенсии и зарплаты пока получаем. Правда, продукты подорожали на 30%, если не больше», — говорит пенсионерка.
У нее не раз появлялось желание покинуть Донецк, но жилищный вопрос сдерживает ее.
«Были бы деньги, тогда бы с удовольствием уехала в Беларусь. Там что-то купила бы и жила, а так… У родственников можно пожить одну-две недели, месяц. А дальше? У них свои проблемы, своя жизнь. Не будешь же сидеть у них на шее. Да и дети у меня здесь и внучка», — объясняет Софья Пасынкова.
У нее двое сыновей. Старшему скоро исполнится 39 лет. Он работает в службе безопасности на шахте. Младшему сыну — 25 лет. Он окончил медицинский университет и сейчас проходит интернатуру.
Софья Пасынкова возглавляет Донецкую общественную организацию «Культурно-просветительское общество белорусов «Неман». К ней часто обращаются земляки с вопросами, как уехать в Беларусь. В таких случаях она направляет людей в посольство.
«Кто может, тот уже уехал. Из нашего общества я знаю троих таких. Остались только старики и те, у кого ни копейки за душой», — рассказывает женщина.
Она готова покинуть Донецк только в крайнем случае. «Если разбомбят все на свете, и останешься гол как сокол, то уже нет разницы: или тут сидеть и голодать под бомбежкой, или куда-то уехать», — тяжело вздыхает женщина.
Полгода назад она не могла себе представить, что в Украине будет идти война. Причиной конфликта, по мнению Софьи Пасынковой, послужили разные взгляды жителей востока и запада Украины по целому ряду вопросов. К примеру, нынешняя власть хотела отменить статус русского языка как одного из государственных. Это возмутило жителей Донбасса.
«В основном все общаются на русском. К тому же, оформлять документацию на украинском языке никто не может. У нас здесь проживает порядка 30 национальностей. Русский язык является языком межнационального общения», — рассказывает пенсионерка.
Кроме того, по ее словам, жителей Донецка пугает причисление к лику героев украинских националистов Степана Бандеры и Романа Шухевича.
«Тут еще живут ветераны, а мы — их дети — воспитывались совсем на других ценностях», — объясняет Софья Пасынкова.
По этой причине, говорит она, очень много людей пришло на референдум 11 мая, где решался вопрос о создании Донецкой народной Республики.
«Люди были обижены, что никто их не слушает», — отмечает женщина.
Правда, сейчас в Донецке все ждут только одного: когда закончится война и наступит мир.
«Полгода назад такое не могло и в голову прийти. Все можно было решить мирно. Да и сейчас все можно решить мирно. Правда, ни с одной, ни с другой стороны не видно такого хотения. Мы все устали, мы боимся. Мы просто хотим мира любой ценой, мы не хотим войны», — взывает Софья Пасынкова.
Она даже боится думать, чем закончится военный конфликт. «Разрушают уже не только здания и предприятия, а целые города. Убивают детей. Это ужасно. Мы сами себя разрушаем внутри. Лишь бы не началась третья мировая война — это самое страшное, чего мы боимся», — говорит белоруска из Донецка.