Белорусские правозащитники «подцепили» болезнь оппозиции и оказались на грани раскола.

Поводом послужило вручение Национальной премии белорусских правозащитников, которое произошло 10 декабря – в Международный День прав человека.

Оргкомитет назвал имена лауреатов: правозащитником года признана Елена Тонкачева, адвокатом — Людмила Козак, в области журналистики победу одержали Елена Панкратова и сайт ПЦ «Весна».

Лауреатов премии совместно определяют девять белорусских правозащитных организаций, среди которых ОО «Белорусский ассоциация журналистов», РПОО «БХК», закрытый властями центр «Весна», «Правозащитный альянс» и другие, а также бывшие лауреаты премии.

Процедура определения и стала камнем преткновения между правозащитными организациями. Кулуарность и непрозрачность процедуры определения лауреатов привели к выходу из оргкомитета ряда правозащитников. Например, это сделал руководитель Правозащитного центра «Правовая помощь населению» (Киев, Украина) Олег Волчек. Мотивы своего шага правозащитник пояснил «Белорусскому партизану».

— Эта премия не является общей от всех правозащитников Беларуси, поскольку она учреждена, по-моему, семью правозащитными организациями. Мы не входим в круг этих организаций. Нас приглашали на совместное заседание, однако мы отказались участвовать в выборе лучшего правозащитника. Я сразу сказал на общем собрании: для того, чтобы выбирать лучшего правозащитника года, надо обратиться через региональные газеты к людям, и пусть они выскажут свое мнение относительно кандидатуры лучшего правозащитника года. А выбирать самим лучшего правозащитника — как-то нескромно и необъективно.

Я также предложил, что если эта национальная премия от всех правозащитников, то должны участвовать все организации Беларуси. Если судить по последнему Форуму белорусских правозащитников, то таких организаций чуть больше двадцати.

Потом было предложено определить критерии, по которым будет определяться правозащитник года.

Честно говоря, сама премия режет слух с такой мотивировкой: а остальные правозащитники — худшие или плохо работали? Как определить за выдающиеся заслуги? Для меня важно, как люди к этому относятся.

Надо сейчас не премии раздавать, а реально помогать людям в их проблемах. Сейчас простая консультация у адвоката от 300 тысяч рублей. И многие люди не идут к адвокатам по этой причине. Но проблемы сами по себе не решаются. Сейчас главные проблемы у людей – право на труд, право на жильё, право на справедливое разбирательство их дел в судах и органах власти, право на социальное обеспечение в связи с инвалидностью можно и еще перечислять те сферы жизни, где у людей нарушаются права.

Поэтому наш правозащитный центр «Правовая помощь населению» считает что не время раздавать самим себе титулы. Для нас главный показатель в нашей работе – благодарность за нашу помощь, наверное, это и есть лучшая награда для любого защитника прав человека, — подчеркнул Олег Волчек.

Руководитель Белорусского документационного центра Раиса Михайловская пришла на заседание оргкомитета Национальной премии, но только чтобы высказать свои предложения.

— По моему мнению, и с ним согласились практически все члены комиссии, пришло время изменить как критерии, по которым выбирают и выдвигают на эту премию, так и сами правила работы комиссии.

Представители нескольких организаций предложили разработать такие документы и провести награждение по новым правилам. Однако сработала сила привычки – давайте в этом году по-старому, а в новом – по-новому.

Из наших предложений основное – это в корне измененный состав комиссии. В него включаются авторитетные белорусские граждане – назовем их «Совестью нации», которые осуществляют выбор лауреатов исходя из списка кандидатур. (В настоящее время комиссия – это представители правозащитных организаций и бывшие лауреаты). По-моему мнению, эти изменения позволят избежать формализма, «лоббирования своего» номинанта, объективности в оценке деятельности того или иного номинанта исходя из его реальной деятельности.

Безусловно, для такого обоснованного выбора членам комиссии необходимо предоставлять серьезные обоснования от каждой организации по конкретному номинанту. Участие представителей правозащитных организаций заключалось бы только в выдвижении и обосновании заслуг номинантов, а выбор делало бы независимое жюри.

Есть еще предложения по некоторым технически моментам. В частности, вручать премию в начале следующего года, а не 10 декабря. Отметить День прав человека лучше реальными правозащитными мероприятиями, — считает Раиса Михайловская.
Предложения по формату присуждения премии белорусского правозащитного сообщества «Правозащитник года», «Адвокат года», «Журналист года»

Состав членов комиссии

В состав членов комиссии по предложению организаций включаются авторитетные белорусские граждане – «Совесть нации», которые осуществляют выбор лауреатов исходя из предоставленных на выдвижение номинантов (состав комиссии — 5-7 чел.).

Примерные кандидатуры в состав комиссии:

Мячеслав Гриб – Председатель Верховного Совета Республики Беларусь в 1994—1996 годах. Генерал-лейтенант милиции. Заслуженный юрист Беларуси.

Станислав Шушкевич

Зинаида Бондаренко

Александр Козулин – экс-кандидат в президенты РБ, бывший ректор БГУ.

Михаил Чигирь

(состав кандидатур должны утвердить организаторы подписанты)

Порядок рассмотрения кандидатур на выдвижение

Создается Регламент – Соглашение – Договор между правозащитными организациями Беларуси о совместной деятельности и моральной ответственности при выдвижении номинантов на премию. Регламент подписывается руководителем организации.

Организации-подписанты Регламента за 1-2 месяца до вручения премии предоставляют членам Комиссии Обоснование выдающихся заслуг того или иного номинанта и рекомендации от своей организации (2-3 страницы) во избежание формализма при выдвижении и возможной дискредитации правозащитников, журналистов и адвокатов в белорусском обществе. Во избежание вышеуказанных казусов номинанта должны рекомендовать 2 человека — деятелей той или иной сферы сообщества (правозащитное, журналистское, с адвокатами могут возникнуть определенные проблемы, поэтому рекомендации адвокатам могут давать правозащитники).

Выбор кандидатур происходит по Критериям, разработанным и включенным в Регламент-Соглашение. Выбор лауреата происходит только за заслуги и деятельность в течение прошедшего года. Накопительной системы заслуг быть не должно.

Возможность изменения премиального фонда – за счет дополнительных вкладов определенных организаций.

Вручение премии происходит в начале следующего года.
В определении лучшего правозащитника года участвовали 9 белорусских организаций (по утверждению «Вясны») из более 20. На национальную премию подобное мероприятие все-таки недотягивает.

«Правовая помощь населению» и Белорусский документационный центр – не единственные организации, самоустранившиеся от определения лучшего правозащитника года. Прислушаются ли к остальным правозащитникам структуры, считающие себя мэтрами правозащитного движения?

Источник информации: «Белорусский партизан»