Михаил Жизневский был убит в Киеве в стычках со спецназом утром 22 января. Его опознали друзья и соратники. Михаил приехал из Беларуси в 2005 году. Соратники рассказывают, что на родине парню грозило уголовное преследование.
Саша Панченко, соратник Михаила, рассказывает Радио Свобода:
— Мы познакомились, когда начался Майдан. После событий 1 декабря мы встретились, и вот виделись в течение месяца до его трагической гибели. Что касается семьи, то не знаю. Кажется, у него дядя, возможно из Минска, или также из Гомеля, занимает какую-то должность чиновника. Он просто рассказывал, что через политическое преследование его сильно искали, и он многого не рассказывал.
Я его по фото узнал. Нам он говорил, что его зовут Алексей. Но большинство его знало под псевдонимом Локки. Больше об имени не знаю ничего. Кажется, он приехал с другом. Но где теперь друг — не знаю.
— Почему он приехал на Майдан ?
— Приехал он на Майдан, потому что был участником организации УНА-УНСО, и это общее распоряжение — собраться всей организации в Киеве, и поэтому он приехал.
— Какие у него были увлечения, интересы?
— Обычные. Интересовался военной делом. До того как вынужден был уехать, учился в военном лицее. Подготовку проходил. Он говорил, что был вынужден уехать, так как занимался политической деятельностью перед выборами. Они проводили всякие расследования, вышли на его след и сказали, что ему лучше уехать, иначе засудят. До тюрьмы и серьезной ответственности. Некоторое время жил в Донецке. Потом перебрался в Кривой Рог, потом в Белую Церковь, потом в Киев. И это был его последний пункт. Связался с УНА-УНСО. Занимался страйкболом.
— У него был политическое убежище?
— Ему политического убежища не дали. Как его начали ловить, ему дали несколько часов на сборы. И находился здесь под другими документами. Он был в спецрозыске, его несколько раз задерживали, но у него были какие-то хорошие знакомые, то он практически всегда выходил, его выпускали. Официального приюта не давали. Организация помогала позже, когда он уже прожил несколько лет.
— Или контактировал с белорусами?
— Делал фотографии, был активен. У него был украинский государственный флаг. С парнем фотографировались, и он просил каждого из Донецка, Киева, Харькова, и каждый, кто фотографировался с ним — подписывался на флаге. Флаг — с подписями практически со всех городов от самых разных людей. Также фотографировался с белорусскими флагами, и всегда с белорусами встречался. Обменивался контактами и говорил по-белорусски.
— Каким образом его подстрелили?
— Я не был, когда его подстрелили. Только утром через несколько часов узнал, что такое произошло. И о деталях не имел времени узнать.