В агрогородке Коханово, где я живу, пять лет назад на центральной улице была высажена сосновая аллея. Сосенки прижились. Но каждый Новый год жители с грустью отмечают очередную порубку живых сосен для целей «новогодней елки». Не исключение и нынешний сезон подготовки к торжествам по случаю наступления года лошади. Снова неизвестный варвар ночью срубил красавицу сосенку, чтобы порадовать себя любимого и свою семью.
Скорее всего, экономия за счет дармовой вырубки елки пойдет на очередную порцию плодово – ягодного вина из торговой точки потребкооперации, дислоцирующейся рядом со срубленным деревцем.
Сотни жителей, проходя мимо этого немого свидетельства варварства, возмущаются и рано или поздно начнут задумываться о его причинах и последствиях нашего равнодушия.
В этой связи возникает вопрос: что полезнее для общества – оставить обрубок сосны, как наглядное пособие варварства или быстренько убрать его из глаз долой?
На первый взгляд, варварство должно ежедневно и ежечасно напоминать нам о негодяе. И стимулировать тем самым инициативу местного самоуправления. Сегодня на каждые полторы – две тысячи жителей приходится один участковый инспектор милиции и минимум один депутат местного Совета… На кого опираются они в работе по профилактике подобных правонарушений. И тут мы убеждаемся, что в самом низу местного самоуправления образовался вакуум. Без инициативы чиновников местной вертикали ныне избрать старейшину улицы, старшего «десятидворки» не удастся. Люди напуганы и запуганы преследованием за любую инициативу. Все знают, что даже за самовольную посадку деревьев в стране установлена административная ответственность.
С другой стороны, социальные психологи, исследующие подобные явления варварского отношения граждан к окружающим, давно пришли к выводу: человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг.
Выходит, даже просто убрав с глаз населения результат предновогоднего варварства мы, образно говоря, сорвем волшебный стоп-кран локомотива роста правонарушений.
Вот только боюсь, что чиновники, услышав эти выводы поднимут на смех рекомендации психолого – педагогической науки.
Николай ПЕТРУШЕНКО