Не успели, как говорится, чернила просохнуть на моей публикации «Забытый фронтовик», как власть дала повод снова вернуться к этой же теме. Всему виною – «топорная» работа чиновников при подготовке и публикации некролога в районной газете «Наша Толочинщина» в связи со смертью фронтовика Николая Ивановича Белоновича.
У ответственных за подготовку «статьи, посвященной умершему, с характеристикой его жизни и деятельности», как определяют этот газетный жанр словари, было достаточно времени, чтобы воздать должное ветерану и бывшему директору школы.
Откроем энциклопедию. «Статья — это один из самых распространенных и сложных газетных жанров. Ей присущи наибольшая, по сравнению с другими жанрами, широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. Это — исследование, посвященное какому-нибудь важному конкретному вопросу, явлению, где сочетается высокий уровень обобщения с мастерством литературного изложения.»
В представленном на суд жителей района исследовании боевого пути фронтовика, чиновники, подписавшие некролог «забыли» упомянуть о ранениях, полученных им в 1941, 1943, 1944 и 1945 годах. Дальше больше, перечисляя боевые награды активного участника боевых действий, они допустили описку, достойную сожаления. Перечисляя ордена и медали, которых удостоен умерший, газета первую, полученную им медаль «За отвагу», упомянули в самом конце списка наград, после скромной медали «За боевые заслуги».
Медаль «За отвагу» была учреждена 17 октября 1938 года для награждения воинов Красной Армии, Военно-Морского Флота и пограничной охраны за личное мужество и отвагу в боях с врагами Советского Союза. После распада СССР медаль в том же оформлении (с небольшими корректировками) была заново учреждена в системах наград России и Беларуси.
Медаль «За отвагу» с момента своего появления стала особо популярной и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. Это главное отличие медали «За отвагу» от некоторых других медалей и орденов, которые нередко вручались «за участие». В основном медалью «За отвагу» награждали рядовой и сержантский состав, но также она вручалась и офицерам (преимущественно младшего звена).
Бойцы, воюющие в штрафных частях РККА, на время отбытия наказания лишались воинского звания и наград, которые восстанавливались после освобождения. За проявленные отвагу, мужество и героизм бойцы штрафных подразделений могли быть награждены. Почти все награды, полученные в штрафных частях, были медалями «За отвагу».
Медаль изготавливалась из серебра 925 пробы. Общий вес серебра в медали) — 25,802±1,3 г.
Ныне ее штампуют из медно – никелевого сплава.
Самое печальное в истории безответственности чиновников при подготовке некролога то, что среди лиц, его подписавших, значится Толочинский районный военный комиссар майор Ермаков Д.В.
На должность представителя Министерства обороны во властной вертикали он назначен после окончания Военной Академии Республики Беларусь, имеет квалификацию и опыт работы в должности военного юриста. Кому как не ему знать Статут медали «За отвагу». На груди майора Дмитрия Ермакова можно увидеть «иконостас» орденских колодок.
Не приведи бог на строевом смотре старшему начальнику заметить несоответствие размещения наград согласно установленной иерархии.
Вспоминаю: перед отлетом самолета в Москву на съезд Народных депутатов СССР в составе делегации Восточно – Казахстанской области в аэропорту начальник гарнизона в воинском звании генерал – майора лично замерил расположение звездочек на моих пагонах. И телеграммой ЗАС доложил об их соответствии новому приказу Министра обороны СССР. Великая страна разваливалась под ударами националистов и сепаратистов, а военное ведомство было озабоченно внешним видом депутата – военнослужащего.
Кажется мне, что товарищ майор Ермаков Д.В. или подписал некролог, не читая его текста, или, скорее всего, ему публикуемую от его имени статью даже не показали. Подобные публикации «шлифуются» в кабинетах идеологической вертикали, а эта категория чиновников не привыкла советоваться с профессионалами.
Полагаю, что точки над «i» в этой истории поставит расследование Министерства обороны и Витебского облисполкома во главе с генерал — майором Косинцом А.Н.
Иного пути научить чиновников правильно хоронить своих граждан я не вижу!