В Слуцке внешне тихо и спокойно: ни пикетов, ни шествий… Затянутая болотной тиной Случь может восприниматься как аллегория застойной общественной жизни.
Тем не менее это очень и очень условно. Разговор о «глубине» нашей глубинки начну с констатации факта: чиновничьи кабинеты завалены индивидуальными и коллективными заявлениями. И чаще всего к этому причастны активисты общественных кампаний и движений. Мы считаем так: чем больше людей отстаивают свои права, тем больше оснований для чиновничества обратить внимание на потребности жителей.
Так, благодаря активистке кампании «Наш дом» Тамаре Блиновой город становится более уютным. Например, пожилые верующие теперь не рискуют жизнью, взбираясь по лестнице к часовне Святой Варвары. До недавних пор там не было поручней. А Тамара добилась решения этой якобы мелкой проблемы. У крупнейших универмагов «Дом торговли», «Источник» весной появились парковки для велосипедов. Также благодаря Тамаре в ожидании автобусов горожане теперь смогут присесть на скамейки на остановке «Зеленая» и спастись от дождя.
— Я занимаюсь проблемами, которые волнуют людей, — объясняет Тамара Блинова. — Многие вопросы могут легко решаться депутатами местных советов. К сожалению, централизация власти дискредитировала их статус и работу.
Недавно мы собрали 120 подписей под коллективным обращением к депутату Анне Бубич. Мало кто знал ее фамилию, место и время приема. Активисты звали на встречу много народу, но пришли только шестеро… При этом сама депутат не прочь помогать горожанам и пожаловалась на то, что они не приходят на прием.
Еще один наш активист Александр Солоп считает: тех, кто хочет перемен, на самом деле много, но их нужно подтолкнуть, втянуть в конкретную работу.
— Проблема в том, что свои надежды на лучшее люди связывают с какой-то неведомой силой, которая решит больные вопросы без них. Самим не хватает веры в собственные силы.
Однако не у всех такая апатия. Например, пенсионер Анатолий Болаз уже несколько лет через прокуратуру добивается от чиновников исполнения законодательства об обращениях граждан.
— Скажем, я пишу в книгу замечаний и предложений райисполкома, а реагирование через месяц получаю от руководства ЖКХ. Пусть вопрос как раз по коммунальной тематике, но где соответствующий законодательству ответ в 5-дневный срок из райисполкома о том, что они перенаправили бумагу в ЖКХ? Надо приучать чиновников к обоснованной реакции, к цивилизованным отношениям с людьми. Плюс не все знают тонкости законодательства. Поэтому моя переписка будет полезной и для других случан.
От себя добавлю: для уничтожения рабского состояния нужно мужество. К сожалению, в школе и университете этому не учат… А примеры унижения человеческого достоинства можно встретить повседневно и повсеместно. Приведу пример из последнего своего опыта.
Недавно лечилась в областной больнице в Боровлянах. Вежливый персонал, просторные палаты — с одной стороны. А с другой — слишком низкое сиденье в туалете, отсутствие душа для ревматических больных, скамейки без спинок для больных с неврологическими заболеваниями позвоночника…
Мое предложение сделать коллективную запись в книгу замечаний и предложений больные люди встретили с грустью. Они зависят от медиков… Пришлось внести предложение одной. Но получила ответ от исполняющего обязанности главного врача А. С. Королько: «ГОЛХУ «Стародорожский опытный лесхоз» предложено оказать спонсорскую помощь нашей больнице: изготовить 20 деревянных уличных скамеек». Вот видите, как легко можно решить вопрос, и спонсора нашли, и сами ему предложили адресную помощь оказать.
Осталось еще найти проектировщиков, строителей и чиновников, которые бы учитывали нужды больных людей. И не только больных. Задача непростая, но решаемая, если взяться за поиски вместе.