Александр Лукашенко потребовал, чтобы каждый белорус, пересекающий границу страны, независимо от причины поездки, платил $100 «за услуги пограничников». Эта сумма как раз соответствует себестоимости одной тонны калийной соли – главного полезного ископаемого Белоруссии, продажи которого практически прекратились после скандального разрыва с «Уралкалием». Но Лукашенко мотивировал введение пошлины на выезд тем, что белорусы слишком часто ездят в Евросоюз и ежегодно оставляют там $3 миллиарда.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко предлагает ввести пошлину для белорусов, выезжающих за рубеж за покупками. Об этом глава страны заявил в четверг, во время посещения минского мотовелозавода. Сумма сбора может составить $100. «Почему мы создаем условия для ввоза в страну импорта, еще и на льготных условиях? У нас свои холодильники — зачем нам льготные условия создавать для ввоза холодильников из-за границы? — отметил бессменный президент Белоруссии. — Нас критикуют: бедная, нищая страна, а наши люди до $3 млрд в год вывозят за границу, в Евросоюз, и привозят товары, которые мы тоже выпускаем».

«Так вот, я давно поручил, что, если выезжаешь за пределы страны, неважно зачем, заплати выездную пошлину. Это будет так: мы тебя на границе обслуживаем – $100 с носа плати и езжай за границу», — сказал Александр Лукашенко.

По его мнению, в этом случае белорусы переориентируются на товары отечественного производства: «Тогда он придет в наш магазин и купит наш холодильник, а не будет тащить из Евросоюза барахло неизвестно какого производства. А они там будут сидеть потирать руки – $3 млрд вывезли им туда денег, у них развивается торговля, производство, а мы барахтаемся здесь, как дураки».

Белорусы действительно в больших объемах делают покупки за рубежом. Поехать на выходные в литовский Вильнюс или польский Белосток, либо в Варшаву – обычная практика для многих жителей не только Минска, но и многих других белорусских городов. Белорусы уже оформили больше шенгенских виз, чем граждане любой другой страны мира. По официальным данным, при населении страны в 9,5 млн человек число поездок граждан Белоруссии за рубеж в I полугодии 2013 года составило 3,8 млн и по сравнению с аналогичным периодом 2012-го увеличилось на 9%. 1,6 млн поездок белорусы совершили в Польшу, 688,8 тыс. – в Литву, 72 тыс. – в Латвию, 40 тыс. – в Турцию, 20,5 тыс. – в Германию, 16,5 тыс. – в Италию, 12,7 тыс. – в Австрию, 10,9 тыс. – в Египет, 6,1 тыс. – в Чехию, по 1 тыс. – в Сербию, Словакию и Эстонию. Статистики по России нет из-за отсутствия пограничного и таможенного контроля внутри Союзного государства.

По данным литовского посольства, за каждую поездку белорусский турист оставляет в Литве €450. По тем же оценкам, белорусские покупатели обеспечивают около 40% оборота гипермаркетов и торговых центров Вильнюса: бытовая техника, одежда и продукты в Вильнюсе и Белостоке намного дешевле и качественнее, чем в Минске. У поляков даже есть специальный вид шенгенских виз для белорусов – na zakupy (за покупками).

«Идея кого-нибудь обложить дополнительным оброком не нова для современной Белоруссии. То хотели белорусских строителей, которые работают в России, лишить социальных благ и заставить за них дополнительно платить, то налог на холостяков, как в СССР, хотим ввести. Это просто нервная реакция на те негативные процессы, которые идут в экономике, — сказал «Газете.Ru» Виктор Евмененко, эксперт аналитического проекта Belarus Security Blog. — Если глубже смотреть на проблему, то в том, что белорусы ездят закупаться в соседние страны, виновата сама власть. Наш потребительский рынок (как и многие другие рынки, например строительный) очень закрытый. Реально в Белоруссии представлен десяток-другой мировых брендов — и то это больше бытовая техника. А что касается одежды, так здесь, конечно, все обстоит грустно. Такие мировые бренды, как H&M, Zara, Bershka, Next, C&A, так и не пришли в Белоруссию. Хотя в небольших Латвии и Литве они представлены. А мировые ритейлерские сети, такие как Ashan, MediaMarkt, и рады бы прийти в Белоруссию, но их никто не пускает».

По мнению Евмененко, белорусы, которым позволяет достаток, едут в Белосток и Вильнюс и покупают качественные вещи дешевле, чем их белорусские аналоги, еще и потому, что поляки и литовцы нормально работают с возвратом НДС (Tax Free), что позволяет экономить 13–23% стоимости товара. «Поэтому как ездили белорусы за товаром в Польшу и Литву, так и будут ездить, даже если введут такую пошлину», — уверен эксперт.

Литвой и Польшей активные торговые поездки белорусов не ограничиваются. В маленьких приграничных украинских городках Дубровица, Овруч и Камень-Каширский процветают огромные вещевые рынки – опять же благодаря многочисленным покупателям из Белоруссии.

Предложение Лукашенко о введении выездной пошлины прозвучало в самый разгар «калийной войны» с Россией, которая в очередной раз ставит экономику Белоруссии на грань дефолта. Из-за разрыва с «Уралкалием», которому отошла вся сбытовая сеть, продажи белорусских калийных удобрений (основной источник валюты для страны) в мире практически прекратились. «Беларуськалий» даже был вынужден приостановить добычу из-за невозможности сбывать калийную соль.

Для поддержки «Беларуськалия» правительство Белоруссии отменило пошлину на экспорт калийных удобрений — она составляла $98–112 за тонну, в зависимости от страны поставки. Себестоимость тонны белорусского хлористого калия – $100. Как-то эти цифры удивительно совпадают с предлагаемой пошлиной на поездку за рубеж. Получается, любой белорус, пересекая границу, будет оплачивать тонну непроданной белорусской калийной соли.

Впрочем, многие белорусские эксперты считают, что идея главы государства ввести пошлину для граждан Белоруссии, которые выезжают за границу за покупками, реализована не будет. Причина в том, что в рамках Единого экономического пространства, Таможенного союза и Союзного государства России и Белоруссии налоговая политика должна быть согласованной. Кроме того, в правительстве отлично понимают: теневая экономика в Белоруссии резко возрастет. А вот туристическая и транспортная отрасли, наоборот, начнут нести колоссальные убытки. Также следует учитывать политические риски: миллионы ездящих за рубеж белорусов – это не только электорат, но и наиболее активная часть общества. Причем значительная часть таких вояжеров – чиновники и их семьи. А именно чиновники отвечают за «правильное» голосование на каждых белорусских выборах.

«Введение подобной пошлины ударит прежде всего по госчиновникам. Именно они являются основной группой покупателей в Литве, Латвии, Польше или Украине. Эта группа в толпе легко узнаваема своей спецификой: одежда европейская, а вот выражение лица белорусское — недовольное и нахмуренное, — заметила в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» Ольга Карач, глава гражданской кампании «Наш дом».

— Поэтому для Александра Лукашенко введение подобной пошлины будет ударом именно по его целевой аудитории, по его электорату, который его поддерживал все эти годы».

Ольга Карач напомнила, что этим летом Лукашенко уже лишился массовой поддержки своих самых пылких защитников – крестьян, которым запретили держать свиней на частных подворьях. Белорусская деревня до сих пор болезненно переживает потерю своих «кормильцев» и обижена на того, кого вполне справедливо считает зачинщиком «свиных чисток». «Стоит ли отталкивать от себя и чиновников (основную группу поддержки) – решать самому Александру Григорьевичу, но что введение такой пошлины отразится на его рейтингах – это безусловно», — уверена Карач, которая сама планирует принять участие в президентских выборах 2015 года.

Денис Лавникевич, Газета.ру