Белорусские чиновники очень болезненно восприняли инициативу Лукашенко «100 баксов с носа» – и езжай куда глаза глядят. Чиновники и есть те самые белорусы, которые отправляются на выходные отдохнуть от «белорусского экономического чуда» в Белосток, Друскенинкай, Вильнюс, Рига, а и заодно прикупить европейских товаров.
Лидер кампании «Наш дом» Ольга Карач считает, что чиновники и силовики требуют все большей платы за лояльность Лукашенко. А казна пуста. Если с их носов драть еще по 100 долларов каждые выходные – чиновники могут не на шутку обидеться. Ольга Карач советует Лукашенко почаще читать классику, дабы не повторилась история, описанная в романе О’Генри «Короли и капуста».
— Почему Лукашенко пошел на столь непопулярное решение? Буквально за один день свыше тысяч белорусов подписали петицию за отмену выездной пошлины?
— Неожиданное заявление Лукашенко про сто долларов пошлины за право выехать из страны за покупками прозвучало вслед за арестом российского бизнесмена Баумгертнера. Это означает, что в белорусском бюджете нет денег, и власть старается изыскать новые источники финансирования. Отсюда и креативные идеи правительства: отбирать машину за повторное нахождение за рулем в пьяном виде, и печально известный Декрет №8, и многое другое. Но если белорусы научились за 18 лет жить параллельно государству, то белорусские чиновники и силовики требуют все большей платы за лояльность, и в «землянки идти» не готовы. Александру Лукашенко нужны деньги, чтобы поддерживать свою собственную систему власти, и не секрет, что тех денег, что есть, не хватает.
— Какую цель преследует новшество «а-ля Лукашенко»?
— Банальную – пополнить пустеющий бюджет любой ценой. Не забывайте, что в Беларуси скоро начнется отопительный сезон, а время поджимает. Оставить белорусов без отопления в домах невозможно. Другой вопрос, что если приходится пополнять бюджеты такими непопулярными мерами, то на практике это означает, что все популярные меры у Александра Григорьевича закончились, а значит, заканчивается и поле для маневра.
— Любое непопулярное решение, особенно в условиях процветающей Беларуси, грозит социальными и политическими последствиями. Посеявший ветер пожнет бурю. К уборке какого урожая следует приготовиться Лукашенко?
— Есть социальные классы, которые традиционно поддерживали Лукашенко, активно поддерживали. В первую очередь, его поддерживала деревня, потому что он был «свой», «нашенский». Во-вторых, это чиновники.
Нынешним летом Александр Лукашенко очень обидел деревенских именно таким четким разделением на «колхозное» и «приватное». Люди поняли, что для Лукашенко и государства в его лице они – не «свои». Я думаю, что «свиные зачистки» сильно ударили по рейтингу Александра Григорьевича.
Осень только началась, а уже он задел вторую свою группу поддержки и заставил их волноваться сообщением про «100 долларовую пошлину для тех, кто едет за покупками». Но белорусские чиновники и есть та самая группа, которая чаще всего выезжает на выходные отдохнуть от «белорусского экономического чуда» и заодно закупить европейские товары. Белосток, Друскенинкай, Вильнюс, Рига – транспорт на эти города в выходные просто забит белорусами, точнее белорусскими чиновниками. Насколько мне известно, именно эта группа очень болезненно восприняла заявление Лукашенко о возможности введения пошлины за выезд. Для Лукашенко это означает, что данная группа в нем тоже разочаровалась: именно потому, что он оказался не «своим».
Конечно, это не означает, что эти две группы сразу кинутся в объятия альтернативы Александру Григорьевичу (кто бы ей ни оказался). Но это означает, что а) они начинают крутить головой по сторонам в поисках альтернативы; б) не будут так охотно, как раньше, выполнять приказы Лукашенко. Я не буду говорить про то, что режим рухнет вместе с этой пошлиной, но то, что это еще один гвоздь в крышку гроба – безусловно.
Я в последние дни почему-то постоянно вспоминаю книгу О’Генри «Короли и капуста», книгу про то, как в одной маленькой латиноамериканской стране «Анчурии» ввели пошлину на бананы для американской пароходной кампании. И как из этого получилась целая революция, в ходе которой свергли тамошнего диктатора. Белорусской власти, возможно, стоило бы почаще читать классиков.
Фото: Alex Krum