Высшее образование в Беларуси становится утилитарным и прагматичным до предела. Не нужны стране философы или историки — и набор на эти специальности сокращается.

 

Один из результатов такого сокращения — по количеству исследователей в гуманитарной сфере (456 человек) Беларусь на последнем месте среди стран региона. Это, по данным исследования «Политической сферы», почти в два раза меньше, чем в Эстонии, Латвии, не говоря уже о Польше, Австрии, Чехии (8 540, 3 810, 3 078 соответственно).

О кризисе отечественной высшей школы (и еще в большей степени гуманитарных дисциплин) неоднократно заявляли эксперты, работающие в рамках инициативы ЕС «Европейский диалог о модернизации с Беларусью». По их мнению, ситуацию могла бы улучшить реализация принципов Болонского процесса. Однако Беларусь так и не смогла присоединиться к нему в 2012 году, поскольку усилия белорусских чиновников направлены не на проведение реформ, а, скорее, на то, чтобы вузовская система внешне походила на Болонскую.

Например, Минобразования жестко регламентирует структуру и содержание учебных планов, учебных программ и даже последовательность их изучения. В соседней Польше, по словам Эльжбеты Смулковой, известного слависта, первого Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Польша в Беларуси, университеты получили «далеко идущую автономию». Они могут свободно организовывать программы обучения с учетом того, что есть минимум основных дисциплин, обязательных для всех. Кроме этого, студенты могут выбирать дополнительные курсы и фактически самостоятельно конструировать свою программу. Кстати, раз в полгода студенты выставляют оценки преподавателям — насколько интересными и полезными были их лекции.

Первый Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Польша в Беларуси Эльжбета Смулкова

— С самого начала студентов нужно учить в атмосфере взаимного уважения, понимать, что преподаватели и студенты вместе создают общество. Дело во взаимном доверии и в заинтересованности, — отметила Эльжбета Смулкова, оценивая вызовы, которые стоят перед университетским образованием и наукой, а также современные тенденции в развитии гуманистики на встрече в Минске, организованной Летучим университетом и Международным консорциумом «ЕвроБеларусь».

Ключевое отличие от практики белорусского высшего образования и в том, что в польских университетах стремятся уделять внимание свободе дискуссии, выбору проблематики, которая интересует общество. Студентам на лекциях не дублируется информация, которую те сами способны прочитать в книгах. А взамен предоставляется возможность принимать участие в исследовательской работе.

— Самое важное и для языковеда, и для геолога — получить практический опыт, — считает Эльжбета Смулкова.

В то же время в системе научной и инновационной деятельности Беларуси вузовская наука занимает маргинальное положение. По данным «Белорусского ежегодника-2012», ее кадровый потенциал в 2011 году составлял 9,8% от общей численности работников, выполнявших научные исследования и разработки.

Проблема утилитарности образования актуальна и для Польши. В приоритетах Министерства образования — электроника, медицина, математика. Но гуманитарные науки держатся в этой стране на заинтересованности молодых людей. И то, что в Польше удалось сохранить эту заинтересованность, по мнению эксперта, — огромный успех.

Впрочем, ответ на вопрос «Зачем технарям история?», актуален для всех. И Эльжбета Смулкова сформулировала его так:

— Чтобы мы нашли свою идентичность и независимо от нее понимали процессы, которые происходят вокруг нас. И самое важное — чтобы мы научились отделять историю от политики.

Белорусам, разделенным на «красно-белых» и «красно-зеленых», в этом вопросе пока похвастаться нечем. Эксперты, работающие в рамках инициативы «Европейский диалог о модернизации с Беларусью» прогнозируют: если и дальше отмахиваться от позитивного опыта Болонского процесса — получим «тихих троечников» на всех без исключения уровнях.

Петр Старобинец, Zautra.by