Витебский облисполком разместил тендер на страхование (полное АвтоКаско) служебного автомобиля Александра Косинца Audi A8 W12L. Сообщение об этом рутинном факте во всемирной паутине вызвало широкий отклик интернет-пользователей. 

Страсти разгорелись вокруг суммы страхового взноса: полное АвтоКаско на один год для представительского автомобиля 2010 года выпуска обойдется бюджету Витебской области (читайте нам с вами, товарищи налогоплательщики) в 90 000 000 рублей. Масло в огонь критики чиновничьего расточительства подливает обяъвление 2013 года годом экономиии и бережливости.

Мелкий жемчуг или жидкий суп?

Впрочем, чиновник чиновнику рознь. Вот, скажем для примера, на офицальном сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»можно увидеть запрос на покупку служебного автомобиля для нужд Толочинской райветстанции общей стоимостью всего в два раза выше стоимости страховки губернаторского авто.

Еще более разительная картина «мелкого жемчуга» чиновников на фоне «жидкого супа» трудового народа вырисовывается, если сравнить с мизерными пенсиями населения непомерно высокий уровень страховых взносов трудящегося класса в фонд социальной защиты.

В советское время эти обязательные вычеты составляли 14 процентов от заработной платы. Ныне – вдвое больше. Тот факт, что их, якобы, выплачивает работодатель, а вклад наемного работника составляет всего 1 процент, не должен вводить нас в заблуждение. Ведь бухгалтерия предприятия выполняет лишь техническую работу, «автоматом» урезая сумму заработной платы на размер этого социального налога.

Увы. Самый многочисленный класс страны – будущие пенсионеры – молчит по поводу размера своих собственных накоплений на грядущую пенсию.

Кто оплачивает пенсию?

Зато крепнет хор подпевал, пугающих общество старением населения и грядущей катастрофической неспособностью одного работающего прокормить двух пенсионеров.

Исследуем придирчивым взглядом самые свежие статистические данные основных возрастных групп населения. На Витебщине – в одном из самых уязвимых в этом плане регионов – на 1.01.2013 года численность населения старше трудоспособного возраста составляет немногим более 300 тысяч человек. В трудоспособном возрасте – 717 тысяч человек. Еще более 180 тысяч мальчишек и девчонок со временем пополнят армию то ли безработных, то ли трудящихся. Тут гадать надвое не приходится: даже если им суждено будет трудоустроиться на территории Беларуси, то низкая заработная плата не позволит достойно содержать пенсионеров.

Молчит и работодатель, стыдливо забывая информировать, хотя бы раз в год, о сумме перечисленных средств на персональный счет будущего получателя пенсии. С чего бы это? Если (в теории) он является благодетелем и обеспечивает будущую пенсию своим работникам, то отчего и почему они не видят сумм отчислений в расчетных листках. А ведь как просто – взять да и ввести в компьютерную программу одну строку ежемесячной бухгалтерской отчетности.

Причины и последствия

К чему это приводит, хорошо видно на примере непродолжительной работы в Толочинском районе представительной комиссии Президента во главе с Председателем Комитета госконтроля Республики Беларусь Александром Якобсоном. Он с возмущением заклеймил позором местную исполнительную вертикаль за то, что чиновники игнорировали жалобы коллектива ОАО «Коханово» на невыплату зарплаты на протяжении полутора последних лет. В настоящее время этот субъект хозяйствования признан банкротом и находится на стадии ликвидации. Общий долг по зарплате составляет Br225 млн. рублей.

Александр Якобсон назвал этот факт вопиющим и выразил свое недоумение по поводу бездействия местных властей словами: «Местные чиновники должны защищать интересы людей. Предприятие находится на территории района, и вы в ответе за то, что там происходит…»

О девальвации суммы 200 миллионов, вернее об индексации задолженности работникам предприятия, не сказано было ни слова. Впрочем, о цене словоблудия руководителя всесильного ведомства можно судить и по «девальвации» его собственных выводов и слов. Так грозный окрик Якобсона в адрес чиновников неожиданно исчез из официального сообщения на сайте КГК об итогах проводимого по поручению Главы государства мониторинга работы исполнительных органов на Толочинщине. Интересная деталь: информация о личном рассмотрении руководителем этого ведомства жалобы одной из жительницы райцентра на подтопление подвала описана в стихах и красках, а о безобразном факте несвоевременной выплаты заработанных рублей всему рабочему коллективу (вернее тому, что осталось от некогда полуторатысячного коллектива) ОАО «Коханово» – ни слова.

И подобное происходит в любом уголке Витебщины, да и всей страны.

Вот короткие «фронтовые» сообщения:

— Работники КУСП «Кащинское» Чашникского района получают зарплату с задержкой и натуральными продуктами: колбасой, тушенкой и даже фаршем…

— ОАО «Беленево» (агрогородок Яново) Сенненского района: 25% зарплаты перечислено на счет местного магазина.

Лепельская инспекция по труду в лице руководителя Федора Иосифовича Василенко (8-02132 48571) сообщила мне по телефону, что она не может проводить проверку. Защищать права рабочих ей мешает Указ № 510, в соответствии с которым внеплановые проверки запрещены. Директор ОАО «Беленево» опять же по телефону объясняет редакции «Витебского Курьера», что «факты не имеют под собой оснований», и обещает предоставить журналистам «всю необходимую информацию и документацию по данному вопросу».

И это на фоне того, что даже ленивый сельчанин знает: по устному личному распоряжению председателя облисполкома Александра Косинца часть зарплаты на селе выдают векселем на магазины, где люди обязаны отовариться! Делается это во имя пополнения бюджета и разгрузки складских запасов. Или это местные чиновники прикрываются указанием вышестоящего руководителя?

А есть еще и практика выплаты заработной платы оказанием услуг, в том числе и таких, как доставка на огород работников товара на букву г…, более известного как навоз.

До поры до времени подобная ситуация устраивает основную массу наемных работников. Многие спохватываются лишь тогда, когда приходит время оформления пенсии, и тогда механизатор вдруг обнаруживает, что ее размер ничтожно мал. Найти правду в его положении сложно. Размер пенсии прямо и непосредственно зависит от суммы выплат работодателя в Фонд социальной защиты. Полагаю, что нет необходимости терять время на разъяснение того печального факта, что «красные директора и помещики» исправно перечисляя средства на свой и «своих» людей пенсионные счета нашли немало способов, как избежать давления чиновников Фонда соцзащиты за невыполнение требований законов.

Ведь давно известно: закон, что дышло

И тут главное – отношение к этим новым явлениям современной Беларуси государства и общества. Лично для меня, как человека живущего в глубинке, ничего нового в подобном отношении к сельчанам нет. Моя персональная история борьбы за выполнение чиновниками социальной защиты обязанностей по выплате детских пособий насчитывает десятилетия. Не проходит и года, чтобы мне не пришлось выступать в защиту тех несчастных детей, которым положено от имени государства выплатить так называемые детские пособия. Для работающих пап и мам эта процедура от имени государства переложена на плечи работодателя. При отсутствии на его счету денег теоретически предприятие должно и может истребовать их за счет Фонда соцзащиты. На практике эта процедура обставлена такими рогатками, что многодетные семьи получают помощь с вечным опозданием. Чиновники этой системы подробно рассказывают о том, как должно быть, но не припомню ни одного случая, чтобы они с таким же усердием ответили мене и самим себе на вопрос, почему не работает этот отлаженный властью механизм?

Применительно к теме социальной защиты недавно моя коллекция бездушного отношения к нуждам людей труда пополнилась и представителями так называемых демократических сил.

Участвуя в беларусско-шведском семинаре и круглом столе по проблемам пенсионной реформы, я внес на рассмотрение доброго десятка представителей политических партий и общественных движений предложение о необходимости точечного воздействия на чиновников Фонда соцзащиты в виде давления на них со стороны депутатского корпуса. И в качестве первоочередного шага реформирования (улучшения пенсионной системы) я предложил передать функцию взыскания денежных средств на соцнужды налоговому ведомству.

В качестве примера неэффективности функционирования раздутого штатами ведомства соцзащиты привел пример молчаливого согласия их чиновников с руководителями тех предприятий, работники которых уже обнаружили обман в зачислении на свой счет обязательных платежей работодателя.

Вы не поверите, но даже лидер Белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергей Калякин посчитал это «единичным случаем» и недостойным внимания собравшихся. Мое озвученное предложение не получило поддержки ни со стороны господина Лебедько, ни других представителей политических партий и независимых профсоюзов.

Вместо заключения

Ирония судьбы в том, что в тот самый день и час, когда за счет многострадальных шведских налогоплательщиков шло обсуждение грядущих реформ пенсионной системы, в городе Толочине председатель КГК Якобсон выслушивал тот же самый пример, каким я давил на сознательность представителей оппозиции. К чести государственного чиновника он увидел за «единичным» фактом важность проблемы и поручил министерству труда и социальной защиты страны изучить причины сбоя в прохождении денежных средств от работодателя до персонального накопительного счета рабочего. Районная газета «Наша Толочинщина» подала этот пример, как образец заботы властей о счастье народа. Перебор, конечно, но, в сравнении с игнорированием этого факта высоким собранием политических партий, все же больше, чем ничего.

Николай Петрушенко, «Наш дом»

Фото автора