Горячие споры по поводу невъездного в Евросоюз статуса главы внешнеполитического ведомства Беларуси закрылись сегодня в Люксембурге на заседании Совета министров иностранных дел стран, входящих в ЕС — он удален из черного списка.
Как отмечается в решении, в отношении Владимира Макея продолжаются распространяться финансовые санкции – его возможные счета и собственность на территории Евросоюза по-прежнему должны быть заморожены.
Что же произошло сегодня в Люксембурге? На этот и другие вопросы ответили собеседники корреспондента сайта «Товарищ.online».
По мнению одного из лидеров кампании «Говори правду» Андрей Дмитриева, Европа «раздает авансы официальному Минску». «Ситуация в отношениях Беларусь — ЕС напоминает двух упрямцев столкнувшихся лбами на мосту, где для каждого уступить значит проиграть, упасть с моста», — считает он.
Обычно, по его словам, тот, кто сильнее может сделать первый шаг к нормальным отношениям. Однако в этой ситуации, говорит Дмитриев, важно, чтобы и второй «упрямец» воспринимал шаг на встречу не как слабость, а как возможность начать движение по этому мосту по обоюдно приемлемым правилам.
«Иначе, можно очень быстро снова столкнуться лбами. И никакие «исключения» не помогут», — полагает представитель «Говори правду».
Арт-директор Белорусского Свободного театра Николай Халезин, который вынужден в настоящее время жить и работать в Лондоне, не видит в сегодняшнем решении ничего удивительного: «Следовало ожидать, что санкции с министра иностранных дел будут сняты».
Он убежден, что руководство Евросоюза испытывает «серьезный кризис идей относительно того, как действовать против белорусской диктатуры»: «Ни одна стратегия, которую ЕС разрабатывал, не была доведена до логического конца: ни введение жестких санкций, ни втягивание Лукашенко в плотные отношения с ЕС, ни пошаговая стратегия проведения либерализации в Беларуси».
Халезин говорит, что структура Евросоюза не позволяет сколь-нибудь успешно действовать против жестких режимов, будь то Беларусь, Россия, или более мягкий вариант авторитаризма в Украине:«Руководству ЕС проще снять санкции с министра иностранных дел Макея, чтобы привозить его на различные саммиты и конференции, вести с ним переговоры, и убеждать себя, что процесс демократизации в Беларуси движется».
В то же время, по его мнению, следует признать, что сегодня Лукашенко «переигрывает руководство Евросоюза по всем фронтам, расширяя свое лобби в этой структуре, и четко понимая, где у ЕС болевые точки, давлением на которые можно добиваться принятия выгодных для него решений».
А вот лидер кампании «Наш дом» Ольга Карач, которую называют потенциальным кандидатом в президенты на выборах 2015 года, полагает, что ЕС просто устал от «тишины» на белорусском направлении. Она называет исключение главы МИД из списков невъездных «началом новой «либерализации», которая «нынче называется по-модному «модернизацией».
«Но в принципе это означает, что после трех лет ожидания европейские политики хотят хоть какого-то прогресса в «белорусском вопросе», пусть даже и «косметического». Для белорусской оппозиции это по-прежнему означает, что Евросоюз готов поддерживать демократию и интересуется тем, что происходит в Беларуси, но, по-прежнему, не видит в белорусской оппозиции партнера и субъекта», — убеждена Карач.
Лидер «Нашего дома» согласна с мнением, что сегодняшнее решение — это уступка Европы, которую они для себя скорее понимают, как «протянутую руку для диалога с Александром Лукашенко». «Мяч сейчас на белорусской стороне и от поведения белорусской власти зависит, этот диалог выльется в какой-то новый виток «старых песен о главном», или закончится только шенгенской визой для министра иностранных дел Беларуси», — резюмировала она.