Очереди в Советском Союзе были неотъемлемой частью жизни абсолютного большинства граждан великой страны. Выстраивались они буквально за всем – колбасой, рыбой, растворимым кофе, книгами, ботинками, обоями и даже в Мавзолей Ленина. Народ в них стоял часами, а иногда действовала очередь по записи, которая длилась от нескольких дней до нескольких лет. Был даже такой анекдот:
Подходит женщина к огромной очереди и с ее участниками разворачивается такой диалог:
— За чем стоите?
— За Дюма!
— А это лучше кримплена?
— Не знаем, еще не пробовали!
— Надо стать. Только жаль, что опять по рулончику в одни руки дают.
Потерянное личное время в выходные перекрывала радость покупки, к примеру, банки шпрот. Вообще, слово «дефицит» было самым популярным в бытовом разговоре того времени. Еще шутили: «Что такое дефицит в дефиците? Это московская колбаса, завернутая в туалетную бумагу».
Современность с рыночными механизмами экономики вроде как полностью ликвидировала очереди, а «дефицитом» стали только деньги. Хотя эта аксиома действует у нас в Беларуси не всегда. Довольно часто можно увидеть большие очереди в банкоматы, расположенные возле крупных торговых центров. Меня это наблюдение просто поражает. Человек, получая зарплату «на карточку» и направляясь в магазин, стоит по 30 — 40 минут у банкомата возле этого магазина, снимает 200 — 300 тысяч и идет делать покупку. Почему только 200 снимает и зачем вообще снимать деньги, если в большинстве магазинов расчет можно произвести с банковской карты. Похожий расклад в обмене валюты. Очередь. Кто-то покупает 10 долларов, кто-то сдает 5 евро, кто-то просто расталкивает народ для выяснения курса на этот день. Большие очереди и в отделениях Беларусбанка. Особенно, в период коммунальных платежей. На Минском железнодорожном вокзале почти всегда очереди за билетами. Вызывающе выглядят очереди в кассы продовольственных магазинов к концу рабочего дня. Особенно, когда из трех касс работает одна, а остальные продавщицы мило щебечут в соседнем отделе. Наблюдал огромную очередь за яйцами на Комаровском рынке. Стоимость продукта была ниже магазинной на полторы тысячи. В очереди было много моложавых и крепких мужчин. Такие же часами стоят в очереди в дешевую парикмахерскую на Логойском тракте. Хотя рядом парикмахерская, где мужская стрижка дороже всего на 5 тысяч. Мне видится, что за это время можно заработать больше, нежели сэкономить. Это, конечно, дело каждого, но есть люди, которым, на мой взгляд, просто жутко нравится сам процесс стояния в очередях.
Может быть, от одиночества, отсутствия единомышленников, просто скуки, излишней энергии или ностальгии по Советскому Союзу, но в очередях всегда есть место диалогу родственных душ и горящим глазам. Со стороны этот процесс для некоторых просто самая яркая часть прожитого дня. В этом я четко убедился, попав в 30-ю поликлинику Минска на прием к участковому врачу. Такое у меня происходит очень редко, и потому, уверовав в современную систему записи по талончикам, подошел к кабинету за 10 минут до назначенного времени. В коридоре сидели человек двадцать…
Я был убежден, что если у меня очередь на талончике под номером 16 на 12.00, то я иду за тем, у кого номер 15, а за мной тот, у кого 17. Все ведь просто, но не тут-то было. Пожилая женщина, прервав политинформацию, мне сразу обозначила дислокацию вне талончиков: «Я буду вот за тем мужчиной, здесь многие по срочному, кому надо только направление на анализы, кому на минутку к врачу, кого лично врач просил зайти после кардиограммы, кто инвалид, кто бюллетень закрывает или диспансеризацию пройти надо, а кто здесь уже с восьми утра ждет».
Я как журналист попытался во всем разобраться. В большей степени безалаберности, конечно, хватает в наших поликлиниках. Талончики на прием выписывают из расчета менее 10 минут на человека, а тратят по 20 минут. Участковых врачей и специалистов не хватает, сами врачи вносят сумятицу, принимая одновременно по талонам, бюллетеням и результатам анализов и заявляя, что вы сами должны разбираться в коридоре. Обещаю, что это будет отдельной темой моей публикации. Но, оказывается, основная проблема не только в этом, а в тех людях, сидящих в коридоре 30-й городской поликлиники.
Разберем их. Во-первых, на первом этаже медицинского учреждения написано, что продление и закрытие больничных листов производится после окончания приема по талонам. Минус шестеро из очереди. Во-вторых, ряд сидящих (я лично посмотрел) приходят принципиально намного раньше времени, обозначенного в их талончике. Наверное, им нравится сам процесс. Минус пять. В-третьих, ряд товарищей уверовали, что талончики брать бесполезно, и приходят без них. Минус три. В-четвертых, даже после получения результатов анализов или прохождения иных специалистов надо брать талончик к терапевту, а не штурмовать его кабинет по принципу «я на минуточку, только спросить». Минус два. Диспансеризация в поликлиниках тоже проводится по определенному графику. Минус двое мужчин с лицами после многолетнего употребления нарзана. Осталось два человека, которые получили в регистратуре талончики и правомочно ждут из-за неверно рассчитанного времени приема одного больного.
Скажу честно, меня лично просто раздражают всяческие очереди с безропотно стоящими в них согражданами. При том, что зачастую они рождены сонными и ленивыми продавцами или плохой организацией торговли и сферы наших услуг. Лично я лучше пойду в другой магазин или зайду в другой день в банк, нежели буду стоять в очереди. Считаю, что живем мы недолго и тратить время на очереди просто расточительно. Хотя есть люди, которым реально нравится проводить время в очередях. Они считают их нормальным явлением.
Как вам видится эта проблема и согласны ли вы с моим мнением? Интересно знать, и как обстоят дела с очередями в странах, где живут мои читатели? Пишите, друзья! С удовольствием разместим ваши примеры и мнения.