Весна – время традиционного пика обострения натянутых отношений между антиядерными силами Беларуси и сторонниками развития ядерных технологий. Власть упорно не желает замечать набивших оскомину аргументов  противников строительства АЭС, а они, в свою очередь, с завидной последовательностью не желают слышать возражения атомщиков.

Национальные особенности выставок

В установившемся противостоянии виновны обе стороны. Это очевидно из реакции  «экологов» Беларуси на мое предложение посетить специализированную  выставку и конференцию «Атомэкспо-Беларусь — 2013», запланированную на  2-4 апреля этого года.

С кем бы я ни вел речь о необходимости посетить форум ядерщиков – все они  дружно заявляли о бойкоте.

Не стоит забывать, что выставка проводится по инициативе Министерства энергетики Беларуси в связи со стартом строительства  в стране собственной атомной электростанции. Ее цель — представить новейшие технологии проектирования, строительства, эксплуатации и обеспечения безопасности АЭС; стимулировать проведение в Беларуси научно-исследовательских работ в области атомной энергетики; содействовать формированию в республике системы подготовки кадров для атомной отрасли.

В этот же период запланировано проведение научно-практической конференции «Перспективы развития атомной энергетики в Республике Беларусь». На конференции планируется также обсудить вопросы реализации государственной политики в области атомной энергетики и обеспечения энергетической безопасности. Пройдут специализированные семинары и круглые столы по вопросам проектирования и строительства АЭС, подготовки кадров для атомных электростанций, правового обеспечения развития ядерной энергетики.

В официальном сообщении НАН по этому поводу акцентируется: «В проводившейся ранее выставке и конференции «Атомэкспо-Беларусь — 2012» приняли участие около 100 предприятий и организаций, в том числе министерства энергетики, промышленности, природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси и предприятия атомной отрасли России, ГПО «Белэнерго».

О полученном эффекте  от проведения  мероприятия  — ни слова. Власти молчат о вкладе подобных  дорогостоящих мероприятий в ликвидацию ядерной безграмотности населения. Внимательный анализ программы  и плана намеченных мероприятий министерства энергетики еще больше убеждает в том, что подобное повторится и в этом году.

Основные тематические разделы выставки и конференции открываются рубрикой «Проектирование и строительство АЭС. Управление проектом», но если белорусские чиновники не рискнули пригласить на рандеву с общественностью  главного инженера этого проекта,  то ни о какой открытости и гласности не может быть и речи.

Первый день оправдал ожидания

С этой домашней заготовкой я шагнул в зал пленарного заседания разрекламированной научно – практической конференции  и признаю — этот недостаток был оперативно устранен. В уточненном варианте плана мероприятия значится выступление главного инженера проекта «АЭС – 2006» Дмитрия Алексеева, которое состоится на второй день работы международного форума.

Первый день конференции оправдал и другие надежды. В особенно выгодном свете выделялась атмосфера, в которой проходило обсуждение заявленных проблем.

Присутствующие могли свободно задавать выступающим вопросы. Несмотря на жесткий регламент,  многим удалось вступить  в полемику, возразить по существу прозвучавших ответов. К чести ведущих конференции, заместитель министра энергетики  Беларуси Михаил Михадюк и первый заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» Александр Локшин закрыли обсуждение темы только после того, как иссякли вопросы.

Накал страстей был нешуточный.

Претензии к качеству проектных решений и свое несогласие с ними первым высказал бывший заместитель руководителя по науке и испытаниям передвижной (мобильной) атомной электростанции «Памир» Александр Пименов.

Главному инженеру строительства АЭС Юрию Пустовому пришлось объясняться со студентом химфака БГУ Тимофеем Тихомировым по вопросу целесообразности опережения намеченного и утвержденного  графика строительных работ.

В ходе словесной перепалки между профи и дилетантами, что экспертиза проекта –первенца отечественной ядерной энергетики проводилась по инвестиционному проекту, и на ее проведение было отведено всего два  месяца.

С трибуны прозвучало признание вовремя исправленной ошибки – сосредоточение в руках дирекции строительства выдачи лицензий на ведение работ.

Из уст представителей российского центра подготовки специалистов для АЭС присутствующие услышали весьма лестную оценку высокого уровня научной и исследовательской работы (в прошлом)   на кафедре ядерной физики БГУ, и, хотя фамилия Станислава Шушкевича прозвучала из зала, она была тем точечным дополнением, которым вправе гордиться ученый.

Я с удивлением  услышал о том, что мой давний оппонент по ядерным вопросам Владимир Уласевич был прав, когда утверждал, что Беларусь приступила к строительству собственной АЭС, не решив проблемы обращения с  ее будущими ядерными отходами.

Участников конференции заверяли из президиума, что эта проблема решается росчерком пера. Дело стоит лишь за подписями руководителей правительств России (поставщика твэлов) и Беларуси (потребителя ядерного  топлива).

Примечательно, что контуры ядерного первенца уже очерчены не  только в  проектном институте, но и на площадке близ райцентра Островец.

Николай ПЕТРУШЕНКО