В августе 2024 года Грузия отказала в международной защите белорусскому правозащитнику Роману Кисляку после года ожидания им этого статуса.

Роман называет себя заместителем председателя белорусской диаспоры Аджарии. Аджария более простым языком – это Батуми, там живет значительное количество беларусов-эмигрантов.

Кисляк утверждает, что Департамент миграции МВД Грузии признает, что его дело соответствует и критериям Женевской конвенции, и критериям закона Грузии «О международной защите», но отказ получен из-за интересов этой страны. Где-то мы такое уже слышали. Как мы знаем, Департаменты некоторых стран выдумывают отказы, пользуясь тем, что призвать их к ответственности – дело дорогое и долгое, суды у них в кармане, а перепроверить выдуманные данные весьма сложно. В частности, в Грузии причиной отказа могут быть связи с некими вооруженными силами, некими террористическими организациями, какой-нибудь разведкой каких-то стран или незаконный оборот оружия. То есть, пиши что хочешь.

«Грузия считает, что я представляю угрозу национальной безопасности», – заявил правозащитник, подчеркнув, что он обжалует решение в суде.

Однако, очевидно, такой отказ – это лишь повод, а причина чуть в другом. Точнее, совсем в другом: правозащитник считает, что грузинское правительство стремится избавиться от политически активных белорусов, живущих в стране: «Грузия пытается выдворить политически и общественно активных членов белорусской диаспоры».

«Таким образом, выстраивается общий замысел грузинских властей, которые перетягивают страну на сторону «империи зла», где уже находятся Россия, Беларусь, КНДР и Иран», – заявил Кисляк, намекая на грузинский закон об «иноагентах», вызвавший масштабные протесты в стране.

Правозащитник уверен, что сейчас в Грузии беларусами подано более 50 прошений на беженство. Сам Кисляк, бывало, критиковал таких беларусов, намекая, что они злоупотребляют подачей на беженство, хотя у них нет оснований. И, возможно, поэтому за несколько лет не было удовлетворено ни одного такого прошения.

И данная ситуация, похоже, только вершина айсберга. Есть и другие признаки борьбы с беларусами. Например, выдворение из страны путем отказа во въезде после «визарана». Грузия пока является одной из тех стран, где можно последовательно жить бесконечное количество времени, но раз в некоторое вовремя (один раз в год) нужно выезжать, чтобы обнулись дни пребывания. Дешево выезжать можно в Армению (однако, как мы уже знаем, эта страна не является безопасной третьей страной для беларусов) или в Турцию. Причем, необязательно даже именно выезжать – можно просто выйти пешком, чем многие и пользуются. Однако, с некоторых пор не все могут вернуться.

Чаты типа чата «Белорусы Батуми» периодически полнятся слезными историями тех, кому так отказали войти обратно: например, женщина рассказала, что ее не впустили назад без объяснения причин несмотря на то, что она имеет в Грузии ИП (то етсь работу), у нее оплачены налоги и есть снятая по договору квартира.

Она рассказала: «Подошел таможенник: «Чем вы занимаетесь в Грузии?»». Я говорю: «Работаю, у меня репетиторство онлайн, английский язык». Он: «А чем вы занимаетесь кроме этого? В какой организации состоите?». Я говорю: «Ни в какой организации»».

Татьяне сообщили, что ей запрещен въезд в Грузию. В документах, которые выдали беларуске, была пометка, что въезд запрещен «по иным причинам». Со словами «Езжайте в свою Беларусь или идите в свое посольство» Татьяну отвправили обратно на турецкую сторону.

Может, это единичный случай?

В апреле 2023 пограничники Грузии не впустили в страну соучредителя общественной организации «Белорусская диаспора Аджарии» Евгения Гацака. Он ушел в Турцию на 40 минут «обнулить счетчик» практически без денег и не был впущен обратно. По его возвращении грузинские пограничники отказали ему во въезде, выдав бумагу с текстом «Вам запрещен въезд в Грузию по другим причинам».

Евгений переночевал в гостинице и попробовал пройти на следующий день. Несмотря на объяснения, на два года проживания, на оставленную в Грузии семью и дом, он снова получил отказ. Тогда он попросил политического убежища. Размышления пограничников длились несколько часов, и затем он снова получил отказ. Евгений сказал, что он бы мог переехать в Армению (чего мы бы не советовали делать), если бы был один, но из-за семьи пришлось переехать в Польшу.

Роман Кисляк же по состоянию на май 2024 года утверждал, что всех остальных беларусов, которых не пускали в страну, удалось отстоять.

Но это не совсем правда. Если отслеживать материалы прессы, то существует как минимум еще один случай, когда не только половину семьи (женщину с сыном) не впустили назад в Грузию после обнуления срока действия дней пребывания, но и затем, через пару дней, в квартиру, которая находится в собственности у этой семьи в Грузии ворвались люди в форме и насильно выдворили из Грузии вторую половину этой семьи (мужа со вторым сыном), итого 4 человека. При этом женщине был аннулирован ВНЖ.

По статистике МВД Грузии в этой стране после 2020 года, а затем и после 2022 года осели более 15 тысяч белорусов. Для Грузии большие волны туризма, пускай и политического – обычное дело, утверждает первый вице-премьер Грузии, министр экономики и устойчивого развития Леван Давиташвили: «Говорят, что такое большое количество прибывающих опасно, но это не так. До пандемии в Грузию из этих стран за тот же промежуток времени приезжали больше туристов».

Однако, судя по вышеописанным событиям, общественно активные беларусы волнуют Грузию куда больше, чем большие массы переселенцев. Так что если вы – активный беларус, то Грузия для вас – опасная страна.