Ольгу Карач, правозащитницу и номинанта на Нобелевскую премию мира-2024 обвиняют в «заговоре с целью захвата власти неконституционным путем», это ч. 1 ст. 357 Уголовного Кодекса РБ.

Вместе с Ольгой Карач, как группу «заговорщиков» будут судить Веронику Цепкало, Евгения Вильского, Анатолия Котова и Вадима Дмитренка.

Кто эти люди?

Вероника Цепкало – второе женское лицо беларуской революции 2020 года, жена кандидата в президенты Валерия Цепкало, чей штаб объединился со штабами Виктора Бабарико и Сергея Тихановского, кандидатов в президенты в 2020 году.

Ее муж Валерий Цепкало заочно осужден в Беларуси на 17 лет за публичные призывы к действиям против национальной безопасности Беларуси, за создание экстремистского формирования, а также за клевету и публичные оскорбления Лукашенко и дискредитацию Республики Беларусь.

Третье женское лицо беларуской революции Мария Колесникова покинуть Беларусь отказалась и осуждена на 11 лет колонии за за публичные призывы к действиям против национальной безопасности Беларуси, создание экстремистского формирования, а также заговор с целью захвата государственной власти неконституционным путем. Признана политзаключенной. На данный момент Мария Колесникова больше года находится в тюрьме в статусе инкоммуникадо, к ней не пускают адвокатов, не передают посылки и письма, не пускают родственников.

Евгений Вильский – исполняющий обязанности председателя социал-демократической партии «Народная Грамада». В 2020-м руководил инициативной группой Светланы Тихановской по Витебской области.

Председатель партии «Народная Грамада» Николай Статкевич приговорен к 14 годам в колонии особого режима и признан политзаключенным. На данный момент больше 500 дней находится в режиме инкоммуникадо, к нему не пускают адвокатов и родственников, ему не передают посылки и письма. Николай Статкевич – единственный из политзаключенных, кто приговорен к «особому режиму» в беларуской тюрьме, что означает дополнительные пытки и давление.

Анатолий Котов – бывший высокопоставленный беларуский чиновник. Работал в МИД, Администрации Лукашенко, Управлении делами Лукашенко, Национальном Олимпийском Комитете, был заместителем директора фонда «Дирекция II Европейских игр». Поддержал движение за свободные выборы и уволился в знак протеста против фальсификации выборов. На данный момент активно помогает беларуским олимпийским чемпионам и спортсменам в изгнании.

Вадим Дмитренок – культурный деятель и известный минский архитектор. Был брутально задержан и сильно избит 15 ноября 2020 года, во время акции памяти художника Романа Бондаренко, жестоким образом убитого сотрудниками милиции во дворе собственного дома. Неделю Вадим провел в больнице скорой помощи под наблюдением милиции, затем был похищен оттуда этими же милиционерами, доставлен на Окрестина. Через два дня Вадим снова попал в больницу уже жодинской тюрьмы на неделю, после чего был переведен в СИЗО Жодино. Затем сменил СИЗО на СИЗО (переведен на Володарку), В результате 17 марта 2021 ему присудили три года ограничения свободы с направлением, но свои стопы он направил не совсем туда: бежал из Беларуси нелегально через границу.

Что им будет?

Кроме попытки захвата государственной власти неконституционным путем Ольге Карач, Веронике Цепкало, Евгению Вильскому и другим инкриминируют «содействие экстремистской деятельности» (ч. 1 и ч. 2 ст. 361-4 УК), «создание экстремистского формирования» (ч. 1 и ч. 3 ст. 361-1 УК), «дискредитация Республики Беларусь» (ст. 369-1 УК). Максимально возможные наказания по этим статьям для Ольги – 12 лет, 7 лет, 7 лет и 4 года соответственно.

Как это стало возможно?

21 июля 2022 года Лукашенко подписал Закон «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь». Законом вводится институт специального (заочного) производства по уголовным делам в отношении обвиняемых, находящихся за пределами Беларуси и уклоняющихся от явки в орган, ведущий уголовный процесс. До этого заочные суды были невозможны.

Следственный Комитет Брестской области воспользовался этими изменениями, и 15 марта 2024 года начал «специальное производство» против Ольги Карач, предложив ей добровольно прибыть со своим паспортом в Брест. Ольга Карач считает данные действия политически мотивированными, не основанными на законе и приезжать в Брест на суд не намерена, но запросила возможность провести открытый суд с помощью приложения Zoom.

Первый раз, что ли?

 Это не последний суд в Беларуси, который будет судить Ольгу Карач.

На сайте КГБ Беларуси написано, что правозащитница обвиняется по ст. 289 и 359 Уголовного Кодекса Беларуси – «за терроризм» и «за терроризм против общественного или политического деятеля». 18 мая 2022 года Лукашенко своей подписью ввел смертную казнь за действия, указанные в этих статьях, а также за подготовку к этим действиям.

Таким образом, в обеих статьях максимальное наказание, которое грозит правозащитнице – смертная казнь.

фото – Даниил Черетович