8 июля 2024 года в Брестском областном суде был объявлен приговор правозащитнице Ольге Карач, руководителю «Нашего Дома». Ей назначили наказание 12 лет тюрьмы и штраф в 600 000 беларусских рублей (170 000 евро).
Вместе с ней по 12 лет тюрьмы получили Вероника Цепкало, Евгений Вильский, Анатолий Котов и Вадим Дмитренок.
Вероника Цепкало также получила штраф в 40 000 беларусских рублей (11 300 евро).
Евгений Вильский также получил штраф в 480 000 беларусских рублей (135 400 евро).
Анатолий Котов также получил штраф в 600 000 беларусских рублей (170 000 евро).
Вадим Дмитренок также получил штраф в 440 000 беларусских рублей (124 000 евро).
Ольгу Карач, Веронику Цепкало, Евгения Вильского и других фигурантов обвинили по пяти уголовным статьям «заговор или попытка переворота с целью захвата государственной власти неконституционным путем, (ч. 1 арт. 357 УК)», «содействие экстремистской деятельности» (ч. 1 і ч. 2 арт. 361-4 УК), «создание экстремистского формирования» (ч. 1 и ч. 3 арт. 361-1 УК), «дискредитация Республики Беларусь» (арт. 369-1 КК) и «клевета на Александра Лукашенко» (ч. 2 арт. 367 КК).
Кто эти люди?
Ольга Карач – правозащитница, номинант на Нобелевскую премию мира в 2024 году, директор правозащитной организации «Наш Дом».
Ольга Карач – лауреат известных международных правозащитных премий:
- 2023 – Alexander Langer International Peace Prize, Italy
- 2023 – Sean MacBride Peace Prize, Germany
- 2022 – Human Rights Award of the City of Weimar, Germany
- 2019: the International Peace Award – Bremen, Germany.
- 2010: International Award “For civil courage” – Radebeul, Germany
- 2007: “Person of the Year” — Amnesty International for Belarus (for being best in Human Rights defense).
Член Беларуской Ассоциации журналистов с 1999 года.
Вероника Цепкало – второе женское лицо беларуской революции 2020 года, жена кандидата в президенты Валерия Цепкало, чей штаб объединился со штабами Виктора Бабарико и Сергея Тихановского, кандидатов в президенты в 2020 году.
Ее муж Валерий Цепкало заочно осужден в Беларуси на 17 лет за публичные призывы к действиям против национальной безопасности Беларуси, за создание экстремистского формирования, а также за клевету и публичные оскорбления Лукашенко и дискредитацию Республики Беларусь.
Третье женское лицо беларуской революции Мария Колесникова покинуть Беларусь отказалась и осуждена на 11 лет колонии за за публичные призывы к действиям против национальной безопасности Беларуси, создание экстремистского формирования, а также заговор с целью захвата государственной власти неконституционным путем. Признана политзаключенной. На данный момент Мария Колесникова больше года находится в тюрьме в статусе инкоммуникадо, к ней не пускают адвокатов, не передают посылки и письма, не пускают родственников.
Евгений Вильский – исполняющий обязанности председателя социал-демократической партии «Народная Грамада». В 2020-м руководил инициативной группой Светланы Тихановской по Витебской области.
Председатель партии «Народная Грамада» Николай Статкевич приговорен к 14 годам в колонии особого режима и признан политзаключенным. На данный момент больше 500 дней находится в режиме инкоммуникадо, к нему не пускают адвокатов и родственников, ему не передают посылки и письма. Николай Статкевич – единственный из политзаключенных, кто приговорен к «особому режиму» в беларуской тюрьме, что означает дополнительные пытки и давление.
Анатолий Котов – бывший высокопоставленный беларуский чиновник. Работал в МИД, Администрации Лукашенко, Управлении делами Лукашенко, Национальном Олимпийском Комитете, был заместителем директора фонда «Дирекция II Европейских игр». Поддержал движение за свободные выборы и уволился в знак протеста против фальсификации выборов. На данный момент активно помогает беларуским олимпийским чемпионам и спортсменам в изгнании.
Вадим Дмитренок – культурный деятель и известный минский архитектор. Был брутально задержан и сильно избит 15 ноября 2020 года, во время акции памяти художника Романа Бондаренко, жестоким образом убитого сотрудниками милиции во дворе собственного дома. Неделю Вадим провел в больнице скорой помощи под наблюдением милиции, затем был похищен оттуда этими же милиционерами, доставлен на Окрестина. Через два дня Вадим снова попал в больницу уже жодинской тюрьмы на неделю, после чего был переведен в СИЗО Жодино. Затем сменил СИЗО на СИЗО (переведен на Володарку), В результате 17 марта 2021 ему присудили три года ограничения свободы с направлением, но свои стопы он направил не совсем туда: бежал из Беларуси нелегально через границу.