ОЛЬГА БРИТИКОВА

Дата рождения: 4 ноября 1971 года

Беларусь, Новополоцк, школа №3, выпуск 1989 года

Арестована: 11 августа 2023 года

Обвинение: призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь

Приговор: приговор ещё не вынесен, в настоящее время содержится в заключении в СИЗО-2

Арест и следственная тюрьма для Ольги Бритиковой

Лидерка независимого профсоюза Ольга Бритикова была задержана 11 августа 2023 года и вскоре после этого отправлена под арест. Следователи прокуратуры предъявили ей обвинение по статье 361 Уголовного кодекса – «Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь».

Сейчас Ольгу Бритикову обвиняют по ч. 1 ст. 361 УК, вменяя ей в вину публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь.

По мнению ряда правозащитников, обвинения, которые предъявлены Бритиковой, – достаточно тяжёлые, поэтому практически нет шансов на изменение меры пресечения, скажем, на домашний арест или подписку о невыезде. Кроме того, обвинение по статье 361 УК РБ практически автоматически означает осуждение на довольно длительный срок заключения в колонии.

Свою роль в преследовании Ольги Бритиковой играет также тот факт, что на пике протестов, 14 августа 2020 года, она публично вопросами «загнала в угол» Ивана Тертеля. В то время этот чиновник был председателем Комитета Государственного Контроля. А сейчас Иван Тертель руководит Комитетом Государственной Безопасности – одним из главных карательных органов в стране.

Преследования за протестную активность

Ольга Игоревна Бритикова до 2020 года никогда не участвовала в политической активности. Вся её жизнь была связана с «Нафтаном»: там трудились её родители, а мама и вовсе ветеран предприятия. Ольга окончила два университета – сначала Полоцкий государственный по специальности инженер-строитель, а далее БГЭУ по специальности экономист. В 1994 году, после учебы, она пришла на совместное предприятие «Нафтана» и австрийской фирмы. Спустя десять лет 33-летняя Ольга Бритикова пришла работать уже непосредственно на «Нафтан».

К моменту начала протестов в 2020 году она уже 16 лет отработала на «Нафтане» (Новополоцк). В последние годы она возглавляла отдел реализации нефтепродуктов «Нафтана», получала очень высокую по беларуским меркам зарплату – 4.000 рублей (около $2000).

Неожиданно для всех Ольга Бритикова решила стать наблюдателем на президентских выборах в 2020 году. Однако её очень быстро лишили аккредитации, тем самым не позволив выполнять функции наблюдателя. Поэтому когда работники «Нафтана» вышли 14 августа на акцию протеста против фальсификации выборов, Ольга присоединилась к ним, тем самым включилась в протестное движение. 17 августа 2020 года именно Ольга озвучила требования коллектива «Нафтана» на встрече работников с тогдашним главой Комитета госконтроля Иваном Тертелем.

Тогда представители предприятия требовали расследовать насилие со стороны силовиков и назначить новые президентские выборы. В свою очередь, Иван Тертель убеждал собравшихся людей, что «ситуация в стране тяжелая, если не успокоиться, то будет как в Украине».

Несколько дней спустя, убедившись, что их требования не выполняются, работники «Нафтана» начали массово писать заявления на выход из провластных профсоюзов и вступать в независимый профсоюз. Тогда же и Ольга Бритикова вступила в независимый профсоюз.

3 декабря 2020 года Бритикову уволили с предприятия. Приказ об увольнении был издан в связи с «лишением доступа к государственной тайне». В контракте Ольги действительно было прописано, что она имеет доступ к гостайне. Это была какая-то финансовая информация, которую Ольга периодически видела, но не работала с ней ежедневно.

По представлению из КГБ (откуда якобы пришёл соответствующий документ) Ольгу Бритикову лишили доступа к государственной тайне как «неблагонадежную». Однако по закону Бритикову должны были перевести просто на другую должность, не требующую такого доступа. Тем не менее Ольгу просто уволили.

Своё увольнение Бритикова обжаловала в суде, и сначала суд потребовал документ о лишении Ольги доступа к государственной тайне. Адвокат, представлявший «Нафтан», не смог этого сделать. После чего судья на следующем заседании просто сказала: «Да-да, я видела тот документ, но вам, Ольга, я его показать не могу».

После увольнения с «Нафтана», уже в январе 2021 года, Бритикову избрали председателем независимого профсоюза предприятия. Она продолжала заниматься правами работников, судами, бумагами. При этом давление на профсоюз и на неё лично усиливалось. Многие соратники предлагали ей уехать из страны, но Ольга не хотела этого делать. «Однозначно хочу сказать, что я не собиралась и не собираюсь уезжать. Это может стать лишь какой-то вынужденной мерой, и сегодня я эту меру не рассматриваю. Беларусь – моя родина, и я хочу жить и работать здесь. И я верю, что это возможно», – говорила она.

Череда обысков, арестов и тюремных сроков

Председательница Беларуского Независимого профсоюза на ОАО «Нафтан» Ольга Бритикова впервые подверглась личным преследованиям в сентябре 2021 года. Тогда сотрудники КГБ провели у Бритиковой обыск по делу «рабочего движения». Как раз в то время эту инициативу признали экстремистской, завели уголовное дело за «призывы к действиям, направленным на причинение ущерба национальной безопасности».

Но никаких связей с «рабочим движением» Ольга не имела. Обыск прошел в её квартире, осмотрели машину, Бритикову возили на допрос, но потом отпустили. Однако той же осенью её единственного сына призвали в армию.

В первый раз Ольгу Бритикову задержали 27 февраля 2022 года, в день референдума об изменениях в Конституцию. По данным СМИ, её задержали на избирательном участке, так как она фотографировала бюллетень. Но по словам свидетелей, Ольга даже не успела дойти до участка. Как только она вышла из дома, её задержали сразу возле подъезда.

Далее начался настоящий судебный конвейер. Сначала Бритикова получила 15 суток за видеоролик против войны, затем – ещё 15 суток за прикрепленный к куртке антивоенный лозунг «Нет войне». Сразу после этого Ольгу осудили ещё на 15 суток за слова «Нет войне», которые были написаны на бумаге и выставлены в окнах её квартиры (по словам правозащитников, на суде она рассказала о том, что на обратной стороне были написаны молитвы).

Наконец, 13 апреля Бритикова вновь была осуждена на 15 суток, на этот раз за антивоенный пост в социальной сети Instagram. 27 апреля Ольга должна была выйти на свободу, но вместо этого её снова судили. На этот раз уже якобы за пикетирование – и дали очередные 15 суток ареста. Почти все эти сроки заключения она отбывала в изоляторе города Ушачи (только пять дней – в Новополоцком ЦИП).

В мае 2022 года она вышла на свободу после 75 суток ареста подряд. К тому времени первичная ячейка профсоюза, которой руководила Ольга, была уже практически уничтожена властями – её численность сократилась до нуля.

В следующий раз Ольга Бритикова была задержана 1 ноября, снова по административной статье. Через два дня суд признал ее виновной в распространении «экстремистских материалов» и назначил 15 суток ареста. 11 ноября ее снова осудили на 15 суток за «несанкционированный пикет». Поводом для разбирательства стал рисунок с надписью «Нет войне», который Ольга опубликовала в соцсетях. 21 ноября 2022 стало известно, что Ольгу перевели в СИЗО в Витебске.

С 8 ноября, находясь в заключении, Ольга объявила голодовку. Об этом она сообщила начальнику ИВС, составив соответствующее заявление на его имя. Причиной такого поступка стало нарушение её прав, а также отказ сотрудников изолятора передавать ей передачи от родственников.

В итоге за 2022 год Ольга Бритикова провела за решеткой 105 суток.

2023 год: история последнего ареста

Сотрудники беларуского ОМОНа 11 августа в деревне возле Новополоцка задержали бывшую председательницу независимого профсоюза ОАО «Нафтан» и активистку Ольгу Бритикову, а так же активиста стачечного комитета «Нафтана» Александра Кухарёнка. Александр Кухарёнок – один из самых первых, кто в 2020 году объявил стачку на предприятии. Задержана также была и жена Александра. При этом супруги имеют двоих несовершеннолетних детей. Возможно, по этой причине супруга Александра вскоре была освобождена.

Несколько дней спустя правозащитникам стали известны новые обстоятельства задержания Бритиковой и Кухаренка. Омоновцы задержали их в деревне Росица Верхнедвинского района. Обыски прошли на квартире Кухаренка в Новополоцке, его родителей в Новополоцке, а также в деревне Росица.

Вскоре на новополоцких предприятиях «Нафтан» и «Полимир» прошла новая волна репрессий. В частности, 6 сентября силовики посетили проектно-конструкторскую службу «Полимира». Её сотрудников забрали с рабочих мест. После бесед и обысков несколько человек на следующий день не вышли на работу. Среди задержанных были сотрудники как проектно-конструкторской службы, так и других подразделений.

«Наш Дом»