«Что-то не совсем в порядке с этим рекламным плакатом…» Это, определенно то, что думали прохожие, прогуливающиеся по центру Берлина сегодня. Коммуникационный партизанский отряд «Убежище для отказчиков по соображениям совести сейчас!» (AfCOn!) видоизменил между Трептовер Парком, Александерплацом и Тиргартеном почти 20 уличных постеров с рекламой мороженого, журналов, парка развлечений, общественной транспортной компании Берлина, геля для душа, используя ножницы, бумагу или краски. Изображенные на них люди и сюжеты теперь пропагандируют упрощение предоставления убежища лицам, отказывающимся от военной службы по соображениям совести из России, Украины и Беларуси. «Большая часть рекламных мотивов может быть легко приспособлена для других требований, например, таких, как требование права на политическое убежище для отказчиков по соображениям совести!» — говорит Родерих Суперсонненветтер, пресс-секретарь инициативной группы «Убежище для отказчиков по соображениям совести сейчас!» (AfCOn!). Кроме того, на всех плакатах появилась ссылка и QR-код, ведущие на домашнюю страницу организации против участия в войне Connection e.V.

Перейдите по ссылке, чтобы увидеть фотографии с акции.

Застань диктаторов врасплох: Прямо перед посольством Беларуси преображенный рекламный плакат с коллекцией модной зимней одежды демонстрирует двух человек, стоящих в снегу, слоган гласит: «Заставьте диктаторов дрожать» Большая надпись под изображением поясняет, как это можно достичь: «Поддержать российских и беларуских отказников от войны».

Саботаж войны Путина: Вместо того, чтобы рекламировать журнал, знаменитость на плакате у Бранденбургских ворот вопрошает: «Как мы можем саботировать войну Путина?» Её ответ: «Убежищем для отказников от военной службы!»

Травма вместо Геля для Душа: AfCOn! также изменили рекламу геля для душа. Текст на плакате теперь гласит: «Травму не смоешь. Убежище для отказников от военной службы!»

Тракторы Крадут Танки: Перед российским посольством реклама парка развлечений изображает женщину с детьми на тракторе. Группа коммуникационных партизан использовала краску, чтобы добавить украинские флаги на трактор. Наряду с политическим требованием о предоставлении убежища для отказников от военной службы, люди на тракторе объявляют: «Мы украли у Путина танки, вы должны отобрать солдат!»

Остановите Второй Фронт!: Плакат с частично съеденным мороженым теперь рекламирует убежище для беларуских отказников от военной службы: «Откусите кусочек беларуской армии! Убежище для отказников от военной службы останавливает Второй Фронт!»

Убежище для лиц, отказывающихся от военной службы, в Германии: Есть еще много других мотивов, но перечисление их здесь сделает текст слишком длинным. Вы можете ознакомиться с ними самостоятельно. Каждый постер также содержит ссылку и QR-код, ведущие на веб-сайт организации по правам отказников от военной службы Connection e. V.

Connection e.V. выступает за права отказников от военной службы и дезертиров со всего мира с 1993 года. Одним из основных требований организации всегда было предоставление убежища в Германии для отказников от военной службы. Они также предоставляют ценную поддержку лицам, сталкивающимся с сложностями при подаче и заполнении заявлений на получение убежища. Совместно с Европейским бюро по правам отказников от военной службы (EBCO), Международным обществом по примирению (International Fellowship of Reconciliation) и War Resisters’ International, Connection e.V. призывает Европейский союз предоставить убежище в странах ЕС отказникам от военной службы из Беларуси и России в рамках их кампании #ObjectWarCampaign. Петиция с этим требованием собрала почти 50 000 подписей.

Отказ от воинской службы по соображениям совести в России: Движение сознательных отказчиков от военной службы в России (ДСО) — это организация, которая помогает россиянам уклоняться от призыва на военную службу с 2014 года. Среди различных инициатив, они предоставляют, например, руководство на платформах, таких как YouTube и Telegram, по вопросам того, как правильно избегать воинской службы, тем самым обеспечивая потенциальных отказников ценным опытом.

Отказ от воинской службы по соображениям совести в Беларуси. Беларуское правительство поддержало полномасштабное вторжение России в Украину с самого начала. Поэтому существуют обоснованные опасения, что беларуская армия может присоединиться к войне на стороне Путина в любой момент, вызвав тем самым эскалацию ситуации и способствуя открытию Второго фронта внутри Украины. В марте 2022 года беларуская правозащитная организация Наш Дом запустила кампанию «НЕТ значит НЕТ», чтобы заблокировать любую возможность для беларуской армии участвовать в войне в Украине.

В своей кампании организация обращает внимание на то, что в Беларуси также существует конституционно закрепленное право на отказ от военной службы по соображениям совести. Что означает право не только отказаться служить в армии и брать в руки оружие, но и всячески избегать отправки на войну в Украину, если Беларусь вступит в войну на стороне Путина. Однако реализация прав отказчиков от воинской службы в Беларуси связана с рядом рисков. Любой, кто отказывается стать солдатом, подвергается тюремному заключению и может стать объектом пыток и преследований. Наш Дом поддерживает беларуских уклонистов от воинской службы и призывает к созданию гуманитарных коридоров в Польшу и Литву для них, чтобы помочь избежать преследований в Беларуси из-за их антимилитаристской позиции.

Право на отказ от воинской службы по убеждениям совести является неотъемлемым правом человека, которое должно быть защищено. Однако защита этого права сталкивается с определенными трудностями в Украине, особенно с момента начала российской агрессии в 2014 году. Несмотря на то что ситуация в Украине сейчас очень сложная, правительству необходимо твердо стоять на страже прав человека. Это особенно важно во время войны, так как поддержка борьбы Украины Западом в значительной степени обусловлена демократическим статусом, выкованным в процессе двух народных восстаний. Несмотря на то, что эта демократия может быть несовершенной, она безусловно превосходит очевидную диктатуру, против которой она борется.

«Выбор украинского народа отвергнуть жизнь под российской диктатурой и сопротивляться вторжению абсолютно законен. У нас есть привилегия выбирать, поддерживать ли эту борьбу с насилием или без него», — говорит Родерих Суперсонншайнветтер. «Наши предложения будут иметь вес, только если мы сумеем разработать серьезные альтернативы военным подходам. Мы должны показать, как мы можем оказывать давление на российское правительство ненасильственными методами, чтобы наконец-то прекратить войну. К сожалению, до этого движению за мир еще очень далеко.»

Ненасильственные альтернативы войне? В рамках мирного движения многие открыто призывают прекратить поставки оружия в Украину, которая подвергается нападению и борется с оккупацией. Однако они не рассматривают, каким образом мы можем оказать ненасильственное давление на российское правительство, чтобы прекратить его преступную агрессивную войну и, в конечном итоге, заставить вывести свои войска из Украины. «Война длится уже более полутора лет, и не было ни одной кампании со стороны мирного движения, которая бы хоть как-то показала убедительные альтернативы военной силе», — заявляет Родерих Суперсонншайнветтер. «Мы не захватили виллы олигархов, пропагандисты Путина сталкиваются с минимальной оппозицией со стороны мирного движения, и мы с энтузиазмом бойкотируем Израиль, несмотря на нашу немецкую историю, но мы оставляем без внимания, за редкими исключениями, тех, кто прорывает блокаду и до сих пор беспринципно извлекает выгоду из российской войны!»

Примеры? Вот несколько заметных проектов мирного движения, которые, по меньшей мере, дают представление о том, что может быть возможно:

НПО Urgewald заставляет загрязняющую окружающую среду компанию Wintershall прекратить производство топлива для российских бомбардировщиков и ракет.

Организация Connection e.V. собрала более 50 000 подписей в поддержку предоставления убежища уклоняющимся от воинской службы по соображениям совести.

Объединение Bund für Soziale Verteidigung активно работает с регионами, которые готовы организовать свою защиту посредством использования ненасильственных методов. Эти регионы в настоящее время являются моделью для возможных будущих перемен.