Беларуские военнослужащие – в том числе курсанты военных училищ и офицеры, выпускники этих военных училищ, на сегодня являются одной из самых незащищённых от принудительного труда категорий в Республике Беларусь.

В Законе Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» отсутствуют какие-либо предпосылки для узаконения принудительного труда. Вместе с тем, согласно п.4 ст.8 Закона РБ «О статусе военнослужащего» допускается «привлечение военнослужащих в период прохождения военной службы к работам и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой…». Раскрывая содержание данной нормы, Министерство обороны постановлением от 29 ноября 2004 г. №71 утвердило Инструкцию о порядке привлечения военнослужащих ВС РБ в период прохождения военной службы к работам и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой (далее Инструкция). Как вытекает из самого названия Инструкции она применяется «…к работам и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой», т.е. к работам, подпадающим под Конвенцию МОТ № 29, а именно:

В частности, согласно п. 2 этой Инструкции, военнослужащие в период прохождения военной службы могут привлекаться к работам (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой (далее – работы), при наличии обоснованной необходимости проведения указанных работ, соблюдении безопасных условий труда в целях:

1) выполнения работ для нужд органа военного управления, соединения, воинской части, военного учебного заведения, организации Министерства обороны РБ (далее – воинская часть);

2) совершенствования специальной подготовки;

3) проведения общегосударственных мероприятий (в том числе празднование государственных и иных праздников);

4) борьбы с пожарами и стихийными бедствиями или для оказания помощи населению, пострадавшему от пожара или стихийного бедствия;

5) оказания воинской частью платных услуг (работ); (уточняем: сам солдат при этом не получает никакого денежного вознаграждения за свою работу)

6) иного исполнения обязанностей в случаях, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь.

Обратим внимание на упомянутый тут коммерческий (а не военный) характер действий по выполнению работ (услуг). В армии есть даже специальная инструкция о том, как обосновывать целесообразность выполнения работ с расчетом материальных затрат, которые понесет воинская часть в связи с их выполнением, а также планируемых к получению денежных средств, с приложением проекта договора и протокола согласования договорной цены. Получив разрешение Минобороны на выполнение работ, командир воинской части издает соответствующий приказ и при необходимости заключает гражданско-правовой договор на их выполнение с хозяйствующим субъектом.

Иначе говоря, если в советское время солдаты и младшие офицеры бесплатно работали на пресловутых «генеральских дачах», то в независимой Беларуси – они бесплатно вкалывают на коммерческих контрактах, зарабатывая деньги для Министерства обороны Беларуси. И чаще всего это практикуется в транспортных войсках РБ. Для их коммерциализации есть даже специальный п. 20 Положения о транспортных войсках, утвержденного Указом президента РБ от 10 мая 2006 года № 312.

А в 2007 году Минобороны даже выпустило постановление № 553 «Об утверждении Концепции оказания платных услуг в Вооруженных Силах». В силу п. 13 приложения № 2 к данному приказу транспортным войскам разрешено производство строительно-монтажных работ, выполняемых структурными подразделениями по гражданско-правовым договорам с хозяйствующими субъектами на возмездной основе. Однако военнослужащие срочной службы направляются на работы согласно приказу командования воинской части и выполняют ее не на добровольной основе, а под страхом наказания за невыполнение приказа. Оплата их труда при выполнении строительных и иных видов работ (оказания услуг) законодательством Беларуси не предусмотрена.

Ещё раз: труд военнослужащих в Беларуси совершенно законно не считается работой по вольному найму, а за выполнение работ (услуг) они не получают соответствующую оплату. Что это, как не узаконенное современное рабство?

Нагрузка в виде разного рода обязательств, работ и бесконечных отработок, которую государство возлагает на военнослужащих срочной службы, курсантов и офицеров, – с каждым годом только возрастает. А прав у них становится всё меньше.

Например, молодому офицеру, после Военной академии необходимо отслужить в армии ещё не менее пяти лет. И всё это время он, фактически, ещё менее волен распоряжаться собой, чем солдаты срочной службы, находящиеся под его командованием (не говоря уже о контрактниках – рядовых и сержантах).

Впрочем, контрактников государство держит «в узде» не слабее, чем молодых офицеров.

Год назад, в конце июня 2022 года, суд Первомайского района Минска провел выездные заседания на базе Военной академии – учащийся этого учреждения и контрактник одной из военных частей отказались продолжать, соответственно, учиться и служить. Из-за этого у них потребовали выплатить компенсацию государству на затраты по обучению.

Как сообщила тогда пресс-служба Верховного суда Беларуси, на суде, который проходил прямо на факультете внутренних войск академии, представитель воинской части 19 293 потребовал возместить потраченные на учебу деньги от контрактника, который уволился в запас до окончания срока контракта на военную службу. Ему придется вернуть государству около 37 тыс. рублей, а также оплатить госпошлину в 1 800 рублей.

Другим подсудимым стал парень, который бросил учебу в Военной академии – и теперь должен выплатить более 23 тысяч и госпошлину в размере 1 150 рублей. Примечательно, что несостоявшийся офицер оказался должен государству даже меньше, чем рядовой-контрактник.

Подобные истории происходили и до этого. Так, в апреле 2022-го ещё один курсант Военной академии бросил учебу, за что с него взыскали более 90 тыс. рублей за обучение и еще 4,5 тыс. – в уплату госпошлины. Всего же в первом полугодии 2022 года было предъявлено 6 исков на возмещение денег государству за подготовку военных специалистов. Общая сумма всех исков – 330 тысяч рублей. Лишь один иск суд удовлетворить отказался.

Сегодня можно предположить, что чем больше Беларусь будет втягиваться в войну России против Украины и в целом в противостояние России Западу – тем больше будет в Беларуси ситуаций, когда молодые военные будут хотеть оставить службу, но все сложнее им это будет сделать, не получив как наказание огромные иски о «возмещении ущерба (затрат) государству».

Мы должны приложить все усилия, чтобы освободить беларуских молодых военных от любых форм современного рабства и дать им возможность начать мирную жизнь без оружия в руках!