Украинских детей с территорий, которые оккупировала Россия, вывозят не только в саму РФ, но и в Беларусь. Но если за теми детьми, которые попали в РФ, ещё пытается «присматривать» ООН, Красный крест и госорганы Украины, то тема детей, вывезенных в Беларусь, практически не поднимается. Мы попытались закрыть этот пробел.

Беларусь как одно из направлений, куда вывозят детей с оккупированных территорий Украины

4 апреля 2023 российские силовики остановили на границе с Беларусью подростка, который был вывезен из Мариуполя в Россию и передан там под опеку. Мальчик пытался вернуться в Украину. Юношу зовут Богдан Ермохин, и на момент начала полномасштабного вторжения РФ в Украину он был сиротой. Его законным представителем являлся директор мариупольского колледжа, где юноша учился (это нормальная практика для подростков старшего возраста).

После начала войны Богдан оказался в числе 31 ребенка, «найденных в подвалах Мариуполя» (по выражению российской чиновницы Марии Львовой-Беловой), и был сначала перевезен в Донецк, а позже в Подмосковье, где юношу передали под опеку в приемную семью. Однако позднее он всё-таки предпринял попытку самостоятельно вернуться в Украину через Беларусь.

Это не первый случай, когда наша страна упоминается в контексте историй о детях, которых российские оккупанты вывозят из Украины. Напомним, 17 марта 2023 Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Оба, по мнению судей, несут ответственность за военное преступление – незаконную депортацию детей и их незаконное перемещение с оккупированных территорий Украины на территорию Российской Федерации. Ранее о том, что вывоз украинских детей на территорию России считается военным преступлением, заявила независимая международная комиссия по расследованию нарушений в Украине, учрежденная Советом ООН по правам человека.

Подсчитать или же перепроверить количество детей, вывезенных из Украины, по открытым данным затруднительно: детей активно перемещают между регионами и между учреждениями как внутри России, так и внутри оккупированных территорий. А информация о них обычно носит закрытый характер. Например, по словам пресс-службы Львовой-Беловой, почти все сироты из учреждений самопровозглашенной ЛНР уже вернулись обратно в регион (но никто не может независимо подтвердить эту информацию).

По украинским данным, количество депортированных и принудительно перемещенных в Россию детей сейчас составляет 16 210 человек. Это поименный список, созданный на основе заявлений родителей, родственников, местных властей или свидетелей. Найти его можно на сайте «Дети войны». По словам уполномоченной президента Украины по правам ребенка Дарьи Герасимчук, информация по каждому ребенку проверяется органами и по каждому случаю заводится уголовное дело. При этом она сразу предупреждает, что список может быть не исчерпывающим: «После каждого возвращения детей в Украину мы узнаем о новых остающихся в России детях, о которых не было известно».

В свою очередь, исследование Йельского университета показало, что Россия удерживает на своей территории и в захваченном Крыму по крайней мере 6 тысяч украинских детей. В отчете говорится, что исследователи установили 43 учреждения, в которых содержались вывезенные из Украины дети. В большинстве своем это оздоровительные лагеря, а также учреждения, используемые для размещения детей, переданных на воспитание или усыновление в России. В отчете утверждается, что «основная функция лагерей – это, судя по всему, политическое перевоспитание», в некоторых из них также проводили военную подготовку.

Самому младшему из вывезенных из Украины детей было всего четыре месяца, старшему – 17 лет. Это также является доказательством того, что Россия совершает преступления в Украине, поскольку незаконная передача детей с целью изменения или уничтожения их национальной идентичности является актом геноцида.

Сколько детей было вывезено из Украины в Беларусь?

На фоне такой масштабной драмы с детьми, незаконно вывезенными из Украины в Россию, в СМИ и общественных обсуждениях практически не поднимается тема детей, которых вывезли из Украины в Беларусь.

Причин тут несколько.

Во-первых, Беларусь официально не является стороной вооружённого конфликта – даже несмотря на то, что многими странами мира она признана со-агрессором РФ.

Во-вторых, официальной информации о детях, попавших в Беларусь из Украины, публикуется очень мало, да и доверять ей сложно.

В-третьих, в Беларуси очень сложно перепроверять информацию и делать какие-либо мониторинги, поэтому чаще всего информацию нужно проверять из открытых источников, которых тоже немного.

Четвертая причина, наверное, самая значимая. Украинские дети, которых незаконно вывозят в Россию, в большинстве случаев попадают туда или как сироты, или как дети, которых захватили российские войска, нередко – разлучив с семьями. Часть детей, впрочем, вывозится в РФ вместе с их семьями – но такой вывоз всё равно нельзя назвать добровольным.

В отличие от этого, в Беларусь украинские дети попадают в большинстве случаев в составе семей, и нередко такой переезд семьи совершают добровольно. Поскольку они оказались на территории, где идут боевые действия, но при этом не хотят уезжать в Россию, многие принимают решение перебраться в Беларусь. В таком случае говорить о принудительном переселении детей не приходится, и международные органы, а также правозащитники, такими ситуациями интересуются мало, хотя и в таких ситуациях можно предполагать массовые нарушения прав детей.

О детях, вывезенных родителями из Украины в Беларусь после начала войны, писал ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН). Впрочем, эта организация не указывала ни количество вывезенных в Беларусь украинских детей, ни то, как с ними поступают беларуские власти, ни их дальнейшую судьбу.

Попробуем примерно оценить количество детей, вывезенных в Беларусь за время активной фазы войны между Россией и Украиной, то есть после 24 февраля 2022 года.

14 февраля 2023 председатель Брестской областной организации Красного Креста Николай Кузьмицкий сообщил журналистам, что в 2022 году к ним обратились за помощью более 2 тыс. вынужденных мигрантов из Украины, порядка 600 из которых – дети. Получается, дети составляют около 30% вынужденных переселенцев из Украины в Беларусь.

Идём далее. Как сообщил Госпогранкомитет РБ, с 24 февраля 2022 года и по 24 февраля 2023-го (то есть ровно за год войны) в Беларусь прибыло 84 020 граждан Украины: через украинско-беларускую границу – 15 890, транзитом через Польшу – 53 407, через Литву – 11 936, через Латвию – 2 787.

Если отвлечься от шокирующей статистики, что украинские граждане использовали европейские страны в качестве транзита, чтобы попасть в Беларусь, и от попыток осмыслить причины такого выбора, то получается, за год войны в Беларусь украинскими родителями было вывезено около 25 200 украинских детей. С одной стороны, это намного больше, чем 16 210 детей, которые, по данным украинской стороны, были вывезены в Россию. С другой стороны – очевидно, что подавляющее количество украинских детей в Беларуси переехали туда вместе с семьями, которые спасались от войны, и никто не выгонял украинцев в Беларусь из Польши, Литвы или Латвии.

С DW на условиях анонимности согласилась поговорить и одна из волонтеров, помогающих украинским беженцам в Беларуси. По оценкам собеседницы, в РБ приезжают в основном семьи с детьми, пожилые люди, люди с различными группами инвалидности. «Главная проблема – это жильё, не у всех есть деньги на аренду, поэтому беженцы стараются искать работу, на которой им бы еще предоставили и жилье, а это в Беларуси редкость. Это может быть либо общежитие от какого-то завода, либо дом в деревне, если речь о вакансии в сельском хозяйстве. У некоторых хозяйств жильё в довольно хорошем состоянии, у некоторых всё совсем плачевно», – отмечает волонтер.

Украинские дети в беларуских школах и лагерях

Важно понимать, что в Беларуси происходит с детьми из Украины – вне зависимости от того, переехали их семьи в РБ добровольно, или были отправлены принудительно через Россию, или просто были поставлены оккупационными властями в такое положение, что у них не было альтернативы переезду в Беларусь.

Из поля общественного внимания выпадает то, что вывезенные в Беларусь украинские дети попадают в настоящую «мясорубку» пророссийской и антиукраинской пропаганды, лишаются права и возможности изучать родной язык, историю, культуру. Да и в целом подвергаются целенаправленной идеологической обработке. Что, безусловно, является нарушением прав человека. Однако на фоне нарушений, непосредственно связанных с войной, судьба украинских детей, оказавшихся в Беларуси, как бы отодвигается на второй план.

Надо понимать, что в Беларуси дети из Украины идут в беларуские школы с русским языком обучения, где подвергаются воздействию потока кремлевской пропаганды, которая рассматривает в негативном ключе всё, что связано с Украиной. И наоборот – в сугубо положительном ключе всё, что связано с Россией, которая на самом деле совершает вооружённую агрессию в отношении Украины. Также в беларуских школах дети из Украины лишаются возможности изучать родной язык. Школ с украинским языком обучения в Беларуси нет вообще, а факультативное преподавание украинского языка существует лишь номинально (в форме методических наработок), но нигде не реализовано фактически.

Кроме того, беларуские власти периодически отчитываются о том, что украинские дети отдыхают в лагерях на территории Беларуси. Здесь кроется ещё один подвох. С высокой долей вероятности дети из Украины под предлогом «отдыха» попадают в многочисленные беларуские военно-патриотические лагеря для подростков и молодёжи. А одна из отличительных особенностей таких лагерей – целенаправленное развитие ненависти, в частности, в отношении поляков и украинцев.

В таких лагерях дети и подростки, приехавшие из Украины, неизбежно подвергаются жёсткому идеологическому воздействию и психологическому насилию. Причём происходит это – по крайней мере, формально, – с согласия их родителей или опекунов.

Вот несколько примеров: есть свидетельства того, что вывезенные из Украины дети отдыхали в молодёжном лагере «Дубрава» (деревня Ясковичи Солигорского района), который принадлежит ОАО «Беларуськалий» – то есть крупнейшему государственному предприятию Беларуси.

Точно известно, что детей из Украины в «Дубраве» в больших количествах содержали, в частности, в сентябре и октябре 2022 года. Как писали беларуские госСМИ, только в первом завозе было 350 детей из Украины. Их отправляли в Беларусь через российский город Ростов-на-Дону. С беларуской стороны в этом участвовали представители Беларуского союза молодежи, предприятий ОАО «Беларуськалий», Минской областной организации Беларуского профсоюза работников химической, горной и нефтяной отраслей промышленности. Ранее организаторы заявляли о проведении трех смен, в рамках которых в лагерь привезут в общей сложности 1050 детей из Украины.

Например, 22 сентября 2022 года 350 отдыхающих в лагере «Дубрава» – это только первая смена из Донбасса в Беларуси. В основном среди них ребята из социально незащищенных категорий: дети, у которых погибли родители, дети воюющих, усыновленные и дети с ограничениями.

Помимо прочего, с украинскими детьми в этом лагере встречался представитель Беларуской православной церкви, епископ Слуцкий и Солигорский Евсевий. Другим посетителем стал бывший посол России в Беларуси, а сейчас – государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев. Он посетил детский лагерь 25 октября 2022 года. Дмитрий Мезенцев на той встрече рассказал, что украинских детей планируется вывозить и в другие регионы и лагеря, а деньги для этого в союзном бюджете будут найдены.

Ещё одна партия детей с оккупированных территорий Украины прибыла в Минск 14 октября 2022 года. В Минске группу встречали представители Благотворительного фонда имени Алексея Талая, волонтеры, студенты, а также байкеры – «Ночные валькирии» и «Ночные волки». В этой группе были ребята из Донецка, Мариуполя, Кировска, Дебальцево, Волновахи, Горловки, Иловайска и других городов. Известно, что их приезд в Беларусь курировал советник посольства РФ в Беларуси – руководитель группы гуманитарного сотрудничества Сергей Афонин.

Надо сказать, что представители Беларуской православной церкви (которая находится в прямом подчинении у Московского патриархата) регулярно встречаются с детьми, которых вывезли в Беларусь из Украины. Например, 5 января 2023 года дети из Горловки встретились с митрополитом Минским и Заславским Вениамином, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Такие встречи – важная часть обработки украинских детей в духе идеологии «русского мира».

В октябре 2022 года председатель Минской областной организации профсоюза работников химической, горной и нефтяной промышленности Дмитрий Швайба, в частности, заявил, что украинские дети, прибывшие с оккупированных территорий, могут получить образование в средне-специальных учебных заведениях Беларуси, даже с возможной стипендией, чтобы продолжить обучение с размещением в общежитиях и с дальнейшим трудоустройством. Речь о том, что далее эти украинцы будут работать горняками в Беларуси на «Беларуськалии».

4 апреля 2023 года в Минск по железной дороге прибыла очередная партия украинских детей с оккупированных территорий – 350 человек. Часть детей – сироты из детского дома города Антрацит, часть – имеющие родителей дети из Мариуполя и Горловки.

25 апреля 2023 года в Гомель в детский оздоровительный лагерь «Дубрава» привезли детей из оккупированных территорий Запорожья. Всего планирует три таких рейса.

Как признаются организаторы подобных поездок, в 2023 году они планируют продолжать активно завозить в Беларусь детей с оккупированных русскими территорий Украины.

«Наш Дом»