Литовский правозащитник и политолог  в статье «Jurkonis kelia klausimą, kaip Danielius infiltravosi į baltarusių bendruomenę: organizacijos turėtų prisipažinti pasielgusios neatsargiai» в Дельфи, потребовал публично признать «небрежность» в коммуникации с литовским юристом Мантасом Даниелюсом и извиниться за это

Я бы хотела задать несколько публичных вопросов господину Витису Юрконису, лауреату литовской национальной премии по защите прав человека, которую он получил в 2020 году якобы за защиту нас, беларусок, убегающих от режима Лукашенко в Литву.

  • 5 июля 2022 года беларуские женщины в Литве обратились к Витису Юрконису как к директору литовского филиала американской правозащитной организации Freedom House с предупреждением, что беларуские женщины подозревают Мантаса Даниелюса в шпионаже на КГБ, а также просят его принять меры по защите (имеются скрины данного обращения).

К началу июля неформальная коалиция беларусов уже вовсю собирала факты по юристу Мантасу, желая обезопасить себя и Литву. Я к этому моменту уже обратилась в полицию.

Как отреагировал господин Юрконис на сообщение беларусок о том, что Мантас, возможно, шпион КГБ? В какие органы он обратился? Какие меры принял?

  • 11 августа 2022 года пропагандистка Ксения Лебедева выпустила программу «Это Другое», в которой использовала кадры скрытой видеосъемки с бойцом полка Калиновского беларусом Виктором Савичем. Эту видеосъемку Мантас Даниелюс сделал на территории Литвы, в Вильнюсе, представившись бойцу полка Калиновского сотрудником американского посольства в Литве.

История широко освещалась по всем беларусским медиа, и лауреат премии по защите беларусов Витис Юрконис не мог про нее не знать.

Проинформировал ли глава литовского филиала американской организации Freedom House Витис Юрконис  американское посольство в Вильнюсе о том, что Мантас Даниелюс проводит шпионские действия, представляясь сотрудником американского посольства в Литве?

Куда еще Витис Юрконис обращался и обращался ли с данной информацией?

  • 21 августа 2022 года «Наш Дом» официально проинформировал американское посольство в Литве про ситуацию с Мантасом Даниелюсом и бойцом полка Кастуся Калиновского. Другие посольства и другие наши партнеры были также оповещены.
  • 23 августа 2022 года «Наш Дом» также опубликовал описание данного кейса на своем вебсайте, чтобы предупредить всех, кто может стать потенциальной жертвой Мантаса Даниелюса.

Была ли подобная публикация на сайте литовского отделения Freedom House?

Вопросы по существу близки к риторическим, но это еще не все: в своей статье Витис Юрконис вспоминает литовского гражданина Игоря Макара.

Игорь Макар – это политический беженец в Литве с 2006 года, экс-сотрудник силового подразделения МВД «Алмаз», которое лично подчиняется только министру внутренних дел Беларуси. Когда-то охранял кандидата в президенты Беларуси 2006 года Александра Козулина, но сразу после тех выборов убежал в Москву. На данный момент Игорь Макар – уже гражданин Литвы.

В Москве его верифицировало литовское посольство и признало заслуживающим доверия и агентом спецслужб России/Беларуси не признало. Литовское посольство выдало ему визу и провело целую спецоперацию по доставке Игоря Макара из России в Литву.

С 2021 года Игорь Макар публично признается в своих связях с КГБ и ФСБ. Как минимум, одна женщина-медик, мать четырех детей, в Беларуси была арестована по причине его связей с КГБ, а ее муж, политический заключенный, до сих пор находится в заключении и получил пять лет колонии.

Обращался ли куда-либо Витис Юрконис по поводу публичных заявлений Макара о контактах с беларускими и российскими спецслужбами? Если да, то какая была реакция?

Почему Витис Юрконис не призвал МИД Литвы публично признать свою ошибку и «небрежность» по верификации Игоря Макара как заслуживающего доверия человека и по доставке Игоря Макара в Литву?

Почему Витис Юрконис не проводит расследование, какая из литовских организаций давала приглашение Игорю Макару в литовское посольство, и кто подставил литовских дипломатов? Ведь  эта организация может притащить в Литву каких-то еще агентов.

Почему Витис Юрконис думает, что я, женщина-мигрантка из третьей страны, не имеющая возможности верифицировать литовских граждан, не имеющая компетенций в поиске и ловле иностранных шпионов и агентов, должна сомневаться в компетенции литовского МИДа и оспаривать верификацию Игоря Макара литовскими дипломатами, а также заниматься ловлей шпионов на профессиональном уровне?

Игорь Макар меня везде преследует с 2021 года. Он угрожает, он пытается меня дискредитировать и оболгать через медиа «Наша Нива», действующее на территории Литвы. На данный момент против него на территории Литвы открыто уголовное дело за публичные угрозы убийства и физической расправы Игоря Макара в мой адрес (ст. 145, часть 2 уголовного кодекса Литвы), а также за клевету в мой адрес (ст. 154 уголовного кодекса Литвы). Обе статьи объединены в одно дело, следствие идет по этим статьям не только в отношении Игоря Макара, но и его сообщников – медиа «Наша Нива».

Игорь Макар заявил, что мое физическое уничтожение на территории Литвы – это «дело чести» его как бывшего силовика (при Александре Лукашенко, как мы понимаем).

Вместо реальных действий Витис Юрконис заявил, что я пыталась познакомить этого Игоря Макара с некими литовскими политиками. Это абсолютная ложь. У нас никогда не было с Игорем Макаром совместной деятельности. Жду от Витиса Юркониса найти в себе силы и извиниться за вранье в мой адрес.

Публично обещаю для Витиса Юркониса определенные и очень болезненные последствия, если публичные извинения не поступят в самое ближайшее время.

Также привожу пример вопиющей халатности и некомпетентности «эксперта» Витиса Юркониса, которая чуть не стоила жизни и свободы молодой беларусской журналистке.

Витис Юрконис как директор литовского филиала американской организации Freedom House верифицировал как надежного человека молодую журналистку из Беларуси, оформил ей приглашение и в итоге перевез в Литву.

Через два года (!) он проснулся и написал в литовский МИД требование лишить беларусскую журналистку аккредитации, причем в письме ее оболгал и указал недостоверные факты, которые легко опровергаются даже простым поиском в google (письмо от Витиса Юркониса в литовский МИД есть в распоряжении «Нашего Дома»).

Литовский МИД на основании дезинформации от Витиса Юркониса отозвал аккредитацию беларусской журналистки, чем поставил ее под угрозу депортации в Беларусь, поскольку ее вид на жительство в Литве был получен именно как журналистки.

Эта молодая женщина и очень талантливая журналистка из Беларуси больна раком 4-й степени. В Литве она проходит сложное и серьезное лечение.

Ложь Витиса Юркониса могла стоить ей депортации в Беларусь, тюрьмы, пыток и затем мучительной смерти в беларусской тюрьме от рака без всякой медицинской помощи.

Быть причиной смерти невиновного человека из-за «небрежности», – намного хуже, чем несознательно доверять кому-то, кто стучал в КГБ.

«Наш Дом» встал на защиту беларусской журналистки. Приглашаю всех на суд «Нашего Дома» с Литовском МИДом по этому кейсу, который состоится 30 ноября в 9.00.

Хотя по факту тут виноват не МИД Литвы, а Витис Юрконис, который сознательно ввел в заблуждение и подставил литовских дипломатов.

Но, представим себе на минуточку, что Витис Юрконис был прав.

Тогда ситуация пахнет еще хуже. Витис Юрконис притащил агентку КГБ в Литву, верифицировав ее как безопасную, а опомнился только через два (!) года.

Два года! Потрясающе фантастически космическая скорость для филиала американской организации и ее руководителя с ресурсами и возможностями, несопоставимыми с нашими.

Напомню, что два месяца хватило беларуским правозащитницам-мигранткам в Литве идентифицировать шпиона КГБ и начать принимать меры – в то время как на тоже самое у Витиса Юркониса ушло бы два года.

Если бы Департамент государственной безопасности, полиция и прокуратура Литвы, которые ведут дело Мантаса Даниелюса, реагировали бы на наши заявления с такой суперскоростью как Витис Юрконис, то юрист-шпион Мантас Даниелюс уже вынес бы в КГБ остатки секретных документов из президентуры Гинтариса Науседы.

А заодно предлагаю рассмотреть еще один любопытный кейс в Литве.

Анатолий Шарий. Пророссийский блогер из Украины, обвиняемый спецслужбами Украины в государственной измене и разжигании ненависти к украинцам. Объявлен в украинский государственный розыск. В мае 2022 года Анатолия Шария по запросу украинских властей задержали в Испании, однако вскоре он был отпущен на свободу под ряд обязательств.

13 августа 2022 года стало известно, что Генеральная прокуратура Литвы начала расследование в отношении Анатолия Шария по подозрению в отмывании денег.

За десять лет до этого, в 2012 году Анатолий Шарий получил политическое убежище в Литве. А ведь в 2012 году для украинцев в ЕС (и Литву в частности) «безвиза» не было.  Это значит, что какая-то литовская организация верифицировала Шария и притащила российского агента в Литву.

Почему Витис Юрконис не призвал литовский МИД публично извиниться за «небрежность» в деле Анатолия Шария, которая подрывает авторитет Литовской Республики на международном уровне?

И что получается?

Литовский МИД тянет в Литву агентов КГБ и ФСБ по чьим-то рекомендациям, а обязанность ловить этих агентов в Литве Витис Юрконис почему-то возлагает на беларусских женщин, которые вообще-то от этих самых структур КГБ и ФСБ в Литве и прячутся и которых потом эти самые агенты угрожают нас убить в Литве.

Мы – женщины правозащитниц-мигрантки из третьей страны, с инвалидностью или больные тяжелыми заболеваниями, которые находятся под угрозой, имеющие малолетних детей, не получающие никакой финансовой поддержки на поддержку беларусских беженцев и которые уже два года тянут на себе огромный пласт поддержки беларуских беженцев в Литве, а с этой весны – еще и украинских.

А в это время в своей статье Витис Юрконис предъявляет к нам – беженкам – повышенные требования по системе верификации возможных агентов КГБ и ФСБ – на уровне более высоком, чем даже есть у самого Витиса Юркониса с американскими ресурсами Freedom House и у самого МИД Литвы?

Мы стали жертвами провокаций режима Лукашенко и потерпевшими в серьёзном уголовном преступлении и за это должны каяться?

Очень напоминает сексистские обвинения жертве изнасилования, что она, мол, была не в той одежде, ходила не там и вообще провоцировала мужчин своим внешним видом.

Не завоняло ли сексизмом и расизмом в литовском отделении американской правозащитной организации «Freedom House»?