История рабства и рабовладения насчитывает тысячи лет. Рабство существует с незапамятных времен и это понятие не моложе таких важных общественных институтов, как государство или право. В разные эпохи его значение было разным, но оно было и в древнем мире, и в античности, и в средневековье, и в новое и даже новейшее время. Широко известные факты: в США рабство было отменено в 1862-1865 гг., в Российской империи крепостное право отменили в 1861 г.
Но кто же такой раб? И что отличало его от свободного человека? Раб это не обязательно измученный жаждой и голодом работник рудников или плантаций. Очень часто раб мог быть даже весьма успешным и состоятельным человеком, управляющий хозяйством, занимающийся торговлей, банковскими операциями, имевший дорогую одежду.
В Древнем Риме часто внешне рабы ничем не отличались от свободных граждан, ходили в термы, театры, на стадионы. Были даже рабы врачи, бухгалтеры, ростовщики, художники, педагоги, литераторы и философы. В древних Афинах рабы, преимущественно скифы, составляли тамошнюю полицию, которая следила за порядком в городе, так как свободный не мог просто бить такого же свободного гражданина. В разных государствах рабы могли иметь даже определенную собственность. У восточных славян рабы назывались холопами, которые также не всегда батрачили на земле. Некоторые управляли имениями, охраняли аристократов и чувствовали себя не хуже чем многие свободные и знатные. Чтобы улучшить свое материальное положение часто люди добровольно готовы были идти в рабство.
В древней Спарте существовали государственные рабы — илоты, которые были крепостными свободных граждан-спартиатов. Поскольку илоты своим числом сильно превосходили спартиатов, те старались держать их в повиновении посредством террора, как морального, так и физического. Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых спартанцев, которые по ночам умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах и полях. Прежде всего они убивали самых крепких и сильных. Чтобы иметь формально законное оправдание убийств илотов, власти ежегодно объявляли илотам войну. С моральной стороны, спартанцы старались внушить илотам комплекс неполноценности и с этой целью запрещали им иметь оружие, петь военные песни, и наоборот заставляли петь песни непристойные. А также заставляли напиваться, чтобы показать молодёжи, как отвратительно пьянство.
Главное что отличало рабов от свободных — это их правовое положение.
В Древнем Риме с юридической точки зрения раб как личность не существовал, во всех отношениях он был приравнен к вещи, поставлен наравне с землёй, лошадьми, быками. В суде добровольное показание раба не имело никакой цены. Сходное положение рабов было и в других правовых системах. В Салической правде франков только рабы подвергались пыткам и только они одни наказывались избиением или увечьем. Если раб не был в состоянии уплатить штраф, он кастрировался. В тех случаях, когда свободный наказывался штрафом, к рабу применялась смертная казнь.
Поскольку в рабах ценилась не их личность, а только навыки, поэтому особую категорию рабов с повышенным штрафом за их убийство или кражу составляли квалифицированные работники.
Условия жизни раба определялись лишь гуманностью или выгодой рабовладельца. У многих народов главной обязанностью раба была его работа, он не имел права свободно перемещаться, вбирать себе занятие. Брак свободного(ой) с рабом(ыней) делала его рабом(ыней). Гордая княжна Рогнеда отказала новгородскому князю Владимиру с предложением руки и сердца только потому, что тот был сыном рабыни. Дети рабов также становились рабами. Рабы не обладали и политическими правами, не могли выбирать своих представителей в органы власти, суды. В связи с таким положением у рабов формировалась своя мораль и этика. Понятия чести, собственного достоинства, городости не могли возникнуть в системе ценностей раба. По мнению Ф.Ницше мораль рабов характеризуется пессимизмом и цинизмом.
Вы спросите, зачем такой ворох исторических сведений и каковы выводы? Но вы ведь все умные люди и выводы сделаете сами…
Автор: Петр Жилинский