Суд Слуцка в пятницу 25 ноября рассматривал административное правонарушение: 23 депутата обвинили общественную активистку Зинаиду Тимошек в оскорблении чести и достоинства. Активистка во время субботника 1 октября будто бы «организовала установку аллеи лопат», которые по словам депутатов напоминали кресты.
Судебное заседание продолжалось около 9 часов и прошло с многочисленными процессуальными нарушениями. Суд признал Зинаиду Тимошек виновной по статье 9.3 КОАП (оскорбление) и наказал штрафом в 700.000 рублей (20 базовых величин).
Тимошек с решением суда не согласна и будет его опротестовывать, ее адвокат уже готовит необходимые документы.
10 потерпевших депутатов-начальников
В суд явились лишь 10 потерпевших, остальные депутаты, по заверениям судьи Пастуховой Светланы Михайловны, отсутствовали по уважительным причинам. В суд также пришли три десятка активистов, чтобы поддержать Тимошек в ходе процесса.
В первой половине дня в суде допрашивались потерпевшие депутаты. Ситуация складывалась комичная — 10 больших начальников против одной храброй пенсионерки:
Бондарев Дмитрий Николаевич — директор Минского областного унитарного предприятия «Слуцкий консервный завод».
Бондаренко Юрий Николаевич — директор ДУП «ЖРЭП № 3»
Серик Наталья Георгиевна — директор ГУ «Слуцкий краеведческий музей».
Ралько Валентина Вячеславовна — директор ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Слуцка.
Макаров Сергей Александрович — начальник караула военизированной охраны в/ч 01851.
Жаврид Сергей Владимирович — военный комиссар Слуцкого районного комиссариата.
Шкляревский Дмитрий Михайлович — начальник отделения охраны правопорядка Слуцкого РОВД.
Гуркин Владимир Михайлович — директор частного предприятия «Торговый дом «Тройка-Маркет».
Цецерская Инна Петровна — начальник Слуцкого районного узла почтовой связи Минского филиала РУП «Белпошта».
Цыганков Сергей Александрович — заместитель начальника Слуцкого райотдела по ЧС.
В деле обнаружились интересные моменты. Например, в ходе допроса оскорбленного депутата-милиционера Шкляревского выяснилось, что именно его подчиненные проводили проверку по данному административному нарушению, они же составляли протоколы.
Кроме того, отвечая на вопросы судьи Шкляревский отметил, что сам не был на субботнике (это касается всех депутатов — ни один из них не пришел на мероприятие 1-го октября) — в связи с проведением «Дажынак» он отсутствовал в городе, но «2 октября узнал об акции из оппозиционных изданий«. «Там была аллея из 25 лопат, то есть 25 живых человек разместили на кладбище», — утверждал депутат-милицонер, который позже заявил, что Тимошек пытается уйти от ответственности и у пенсионерки «нет мужества».
Зинаида Тимошек в суде
Потерпевшие «читали интернет»
Адвокат Тимошек отметила, что заявления депутатов составлены под копирку. Судья в свою очередь заявила, что они возможно даже писались под диктовку, но «в этом ничего такого нет». Тимошек и ее адвокат дважды заявляли отвод судье, так как считали, что она предвзята и занимает позицию потерпевшей стороны — судья в удовлетворении отвода дважды отказала.
Даже потерпевшие депутаты были не в восторге от действий судьи Пастуховой:
— У нас здесь суд или базар? Вы здесь судите или сидите? — вопрошал потерпевший Бондаренко.
После этих слов депутата судья удалила из зала 3 активистов, пришедших на суд поддержать Тимошек: судья чутко прислушивалась к репликам представительной власти.
К слову, большинство «потерпевших» указали на то, что узнали об акции из оппозиционных СМИ: депутаты оказались активными читателями ресурса «Белорусский партизан». Депутат-милиционер Шкляревский прочитал сам, с депутатом Цецерской ссылкой поделились ее дети студенты, а с депутатом Натальей Серик ее знакомые из другого города.
Зинаида Тимошек спорит с депутатом Макаровым.
Милиционер как провокация
Один из спорных моментов — роль сотрудников милиции, которые непосредственно находились на субботнике на кладбище 1-го октября — они срывали с лопат таблички с именами депутатов. Первоначально этот вопрос вызывал бурные дискуссии — потерпевший депутат Бондарев даже заявил, что «переодетые милиционеры» могли быть провокацией, устроенной самой Тимошек!
Зинаида Вячеславовна указала, что еще еще на субботнике говорила неизвестным (они были без бейджиков) милиционерам, чтоб те составляли протокол, если нарушается закон:
-Я была заинтересована в составлении протоколов. Я не поняла, почему это не было рассмотрено на месте. Может милиция хотела, чтобы депутатов оскорбили? — спрашивала собравшихся Тимошек.
1-го октября сотрудники милиции протоколы так и не составили: однако через месяц все 23 протокола, но уже на основании заявлений депутатов, составил участковый. На суде один из милиционеров (Гаврилович Виталий Сергеевич), присутствовавших на субботнике, был допрошен в качестве свидетеля:
— Может быть кто-нибудь приказал вам указать на меня? — спросила Тимошек.
— Может быть, — смущенно ответил милиционер, — был начальник, который отдавал приказы, я все выполнял.
«Начальником» некоторые из свидетелей защиты прямо называли сотрудника КГБ в штатском, который присутствовал на субботнике 1-го октября и действительно отдавал приказы милиционерам и работникам ЖКХ, в том числе и трактористу Евгению Дуде, совершившему наезд на «аллею лопат».
Депутаты: «Сегодня мы судим Тимошек»
Единственный протокол 1-го октября был составлен сотрудниками ГАИ на тракториста, который управляя трактором, наехал на ряд лопат. Правозащитник Валерий Щукин подал в суд Слуцкого района на тракториста и указал, что поломано его имущество. Но суд должен состояться только 13 декабря!
Тимошек заявила, что суд умышленно оттягивают, потому что из заявления Щукина очевидно, что лопаты принадлежали ему, а не Тимошек. То есть к ней не может быть никаких претензий по данному делу.
Судья не услышала аргументов Тимошек, осталась она глуха и к показаниям свидетелей, которые видели, как Щукин устанавливал аллею из лопат. Судья отказалась приглашать Валерия Щукина в суд, хотя на этом настаивала и Зинаида Тимошек, и ее адвокат, и свидетели. Активистка и ее адвокат также настаивали на приглашении в зал суда представителей ЖКХ, которые помогали в организации субботника.
— Сегодня мы судим Тимошек! — отвечали им потерпевшие депутаты.
«Я считаю, что виноватая виновна»
Многие слуги народа честно признались, что даже не видели лопату со своей фамилией, тем не менее подать в суд на Тимошек как организатора акции они посчитали возможным.
— На каком основании на меня ставят крестик? — недоумевал депутат Сергей Макаров. — Такие мероприятия надо проводить на солидном уровне. Тот, кто является организатором, должен отвечать за все… Если бы произошло убийство на этой акции, то я бы винил Тимошек.
При этом депутат не смог сослаться на доказательства, не смог обосновать вину Тимошек и подтвердить свои обвинения материалами дела:
— Чем конкретно подтверждается вина Тимошек? — спросила адвокат.
— Всем, чем я сказал, — обрезал Макаров.
Депутат Бондаренко был еще более категоричен:
— Я считаю, что виноватая виновна, — утверждал он.
Депутаты спрашивали, как организаторы «аллеи лопат» могли узнать их фамилии.
— А что фамилии депутатов секретные? — задала встречный вопрос Зинаида Тимошек, напомнив слугам народа, что их фамилии также как и другая информация (избирательные округа, время приема и др.) находятся в открытом доступе на интернет-страничке Слуцкого райсовета.
— Ну ответственность же надо нести за что-то! — восклицали депутаты.
Активисты, пришедшие на суд, чтобы поддержать Зинаиду Тимошек.
Александр Петрушенко, nash-dom.info
фото автора