Наниматель пытается обмануть работника, а работник — нанимателя. Таков закон трудовых отношений, убеждена молодежь в Беларуси.

 

«Люди, которые работали в этой фирме долго, получали копейки, а договор им вообще не давали на руки»

Белорусская молодежь не готова защищать свои трудовые права — это один из выводов исследования «Молодежь Беларуси на рынке труда и в системе трудовых отношений», проведенного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Литва).

Чаще всего, как отмечает социолог Александр Соснов, молодые люди сталкиваются с такими нарушениями, как: систематические переработки (19.3%), невыполнение техники безопасности (18.7%), зарплата в конвертах (14.4%), работа без оформления (13.2%) и неправильное начисление зарплаты (11.2%).

— У старшего поколения приоритеты расставлены примерно так же, только оно встречалось с отмеченными явлениями заметно чаще, чем представители младшей группы. Скорее всего, отмеченная разница связана с более продолжительным трудовым стажем, а не с лучшей ситуацией, — полагает Александр Соснов.

Вот что говорят об этом участники дискуссий на фокус-группах.

Антон:

— Я работал в строительной фирме, которая сильно нарушала трудовое законодательство: не вовремя платили зарплату, начисляли по своему усмотрению и копейки. Я тогда учился на юрфаке и разбирался в этих вопросах, поэтому мы могли что-то предъявить, но люди, которые работали в этой фирме долго, получали копейки, хотя в договоре было прописано иное. А договор им вообще не давали на руки. Они просто подписали договор, и у них его изъяли сразу. Они не знали, что подписывали, посмотрели – вроде радужно и подписали, а потом начались проблемы.

Татьяна:

— Я столкнулась, когда первые полтора месяца работала. В бутике мне сказали, что ты без оформления официального будешь работать: первые три месяца триста долларов, а потом могут гарантировать 500 долларов. Я отработала первый месяц – получила 300, уже отработала второй. Отношение было хорошее. А потом я узнала, что директор берет так продавцов, обещает больше, платит меньше, что у нее постоянная текучка и она так пользуется людьми. Я узнала после второго месяца. И я ушла после этого.

Ситуация на рынке труда, по мнению социолога Олега Манаева, усугубляется всеобъемлющим контролем государства над экономикой и многочисленными ограничениями для частного предпринимательства.

Молодежь боится подавать голос, отстаивая свои права

Способы решения проблем, к которым прибегают работники, это, как правило, выбор из трех возможных альтернатив: лояльность (адаптация к ситуации), выход (переход на другую работу), поиск вариантов без преобразования текущей ситуации.

Молодежь чаще всего выбирает лояльность по отношению к проблеме (или видимость лояльности), когда рассматривает свою текущую работу как временную, предварительную, позволяющую набрать очки для будущего настоящего старта. Надо получить опыт практической работы (без которого трудно рассчитывать на хорошее трудоустройство), надо переждать, пока дети маленькие (работники, имеющие детей, неизбежно сталкиваются с проблемами практически в любой организации).

Кроме того, молодые ощущают некий «комплекс неполноценности»: они работают недавно, у них нет опыта в широком смысле слова (трудового, социального, психологического), они сами соглашаются на работу без оформления, без трудового договора и уже поэтому должны молчать.

У многих молодых участников фокус-групп, сформировалось убеждение в коррумпированности судов (что не позволит отстоять свою правоту юридически) и в круговой поруке организаций (если в одной организации начнешь качать права, то все будут знать, что ты — человек неуживчивый, и тебя не следует брать на работу). Это также склоняет к лояльному поведению по отношению к работодателю.

Голос или протест, выражение недовольства, публичное решение конфликтной ситуации — молодежь отнюдь не исключает для себя и такие варианты. Однако она всегда задумывается, чтобы это никак не навредило в дальнейшем. Все случаи протеста, о которых рассказывали молодые люди, были либо в ситуациях временной работы, либо накануне истечения срока договора. Всегда была страховка в виде уже найденного нового места работы. Громкий протест был чем-то вроде куража, который давал возможность отомстить обидчику, высказаться и уйти победителем.

Достаточно распространена точка зрения, что, жалуясь, следует обращаться на самый верх: к президенту, в министерства, в Госконтроль.

Социолог Олег Манаев, комментируя исследование, отмечает, что молодые люди проявляют радикальную толерантность, практикуя тактику терпения нарушения прав на рабочем месте до наступления критического момента. Следующим шагомстановится уход с работы. И только за ним иногда следуют жалобы.

Профсоюзы — рудимент советской системы

Опыт взаимодействия молодежи с профсоюзными организациями минимален. В большинстве случаев им нечего сказать о профсоюзе. Иногда молодые люди даже не знают точно, состоят ли они в такой организации.

Многие считают, что официальные профсоюзы в Беларуси — это рудимент советской системы. Не вступать в члены такого профсоюза – значит противостоять старому, отжившему, реакционному.

Часть молодых людей слышали о свободных профсоюзах, некоторые даже хотели бы вступить в свободный профсоюз, поскольку знакомы с опытом Польши, где свободные профсоюзы доказали свою эффективность.

И все же представление о профсоюзах у работников весьма своеобразное. Например, молодые люди высказались за то, чтобы эта организация финансировалась из тех налогов, которые платятся в бюджет.

Характерным для понимания позиции молодежи относительно перспектив создания организаций, которые могут защищать права работающих, является мнение Станислава:

— Авторитарному режиму нужна видимость оппозиции. Должны быть организации, потому что если зачистить все политическое поле, то будет похоже на дикость. Все под колпаком. Если это будет выгодно властям, то разрешат. Это реально только с санкции властей. Но это уже будет «беззубая» организация. Она будет очень короткое время, пока все не сядут. С моей точки зрения, это возможно, она может существовать и защищать права, если это будет выгодно властям, и они на все будут закрывать глаза.

«Сражаться за правду» и «самих себя за горло брать»

Социолог Александр Соснов отмечает, что практика защиты прав почти не отличается у молодежи и старших поколений.

— Разница лишь по ряду позиций. Например, готовность переехать в другую страну работать, желание трудиться в частном секторе более распространены среди молодых людей, — говорит эксперт.

И все же, по мнению политолога Дмитрия Исаёнка, разница в подходах к решению проблем на рынке труда не в принадлежности к поколениям, а в образе, условиях жизни, которые гораздо больше влияют на жизненную позицию.

Проблемы молодежи связаны не только с устройством белорусского общества, считает Олег Манаев. Очень многие подходы к решению тех или иных проблем зависят от национального менталитета.

— Для создания различных форм защиты трудовых прав, как отмечали участники фокус-групп, есть два препятствия — менталитет и политика властей. Как бы мы ни старались сваливать все свои проблемы на власть в стране, не получится. Ведь можно задаться вопросом, почему у нас случились эти 19 лет, а, например, в Эстонии нет. Есть сформированные веками традиции, выработанный способ реагирования на обстоятельства, — убежден социолог.

Белорусы не отстаивали свои права (трудовые, в том числе) на протяжении большого исторического периода. Чтобы ситуация изменилась, необходимо менять как правила игры в обществе на самом верху, так и отношения между людьми внизу.

— Я провел полгода в Японии. А когда вернулся, несмотря на то, что я человек отсюда, адаптация к системе отношений между людьми в Беларуси происходит непросто. Здесь больше агрессии, люди менее обязательны. Будучи за рубежом, быстро привыкаешь к тому, что люди говорят «спасибо», «пожалуйста», выполняют договоренности, — приводит пример Олег Манаев.

По его словам, необходимо «с одной стороны, сражаться за правду», то есть перемены в обществе, с другой – «самих себя за горло брать».

Пока же, отмечает Дмитрий Исаёнок, люди как бы отделяют себя от происходящего в стране:

— Когда молодые люди говорят о стране, то особых предпосылок для процветания не замечают. Однако себя очень многие через десять лет видят процветающим бизнесменом. Люди надеются перерасти проблемы в экономике, но так не бывает.

Из исследования, как подчеркивает Олег Манаев, нельзя сделать вывод, что белорусская молодежь готова действовать.

— Политическая, образовательная система белорусского общества устроена так, что она адаптирует под себя вновь поступающую рабочую силу быстрее, чем эта сила, энергия, мозги переламывают ее, — резюмирует эксперт.

Справка «Завтра твоей страны»

Исследование «Молодежь Беларуси на рынке труда и в системе трудовых отношений» было проведено весной-летом 2013 года поддержке Белорусского Шумановского общества (Польша). В марте провели качественное исследование, состоявшее из трех фокус-групповых дискуссий, а в июле — национальный опрос общественного мнения. Методом face-to-face interview было опрошено 1506 человек в возрасте от 18 лет и старше.

Виктор ЛИСТОПАДОВ«Завтра твоей страны»