Если власти начнут воплощать свои угрозы приструнить официально «не занятых в экономике», то могут столкнуться с серьезными препятствиями. Проблемы, вызвавшие недовольство высоких чинов, заложены в самой социально-экономической модели.
Премьер-министр Михаил Мясникович 12 июля заявил о планах ввести «налог с неработающих», оценив их количество в 445 тысяч. Премьер посетовал, что эти люди (около 10% трудоспособного населения) не вносят никакого вклада в развитие экономики.
Позже, в эфире TUT.BY-ТВ замминистра финансов Максим Ермолович уточнил, что таким гражданам, вероятно, будет предложено либо сполна оплачивать все социальные блага (медицина, дошкольное и среднее образование, общественный транспорт, жилищно-коммунальные услуги), либо выплачивать компенсацию за пользование ими в размере 8 млн. рублей в год.
В 2011 году схожим образом высказался президент о трудовых мигрантах: «Заработал деньги — приди и заплати. Мы остаемся здесь, платим налоги, содержим это здравоохранение и коммуналку».
А совсем недавно Минфин объявил о планах ужесточить контроль налоговых органов за депозитными и кредитными операциями граждан с целью выявления лиц, живущих «не по средствам» и избегающих уплаты налогов.
Не только «трутни»
Михаил Мясникович в своем заявлении о 445 тысячах официально незанятых подтвердил догадки независимых экспертов: безработица в Беларуси значительно больше, чем 0,5% по версии Белстата.
Государственная газета «Рэспубліка» сразу после заявления премьер-министра назвала предложенную меру «налогом на трутней». На деле назвать тунеядцами можно далеко не всех, кто не зарегистрирован налоговыми органами.
Многие из этого числа — до 350 тысяч, по данным Белорусского института стратегических исследований (BISS) — являются временными трудовыми мигрантами.
Остальные либо работают по «серым» схемам, без официального оформления своих трудовых отношений и уплаты налогов, либо не работают вовсе.
Число собственно неработающих трудоспособных граждан вычислить сложно. Максим Ермолович заявил о 100-300 тысячах.
Валерий Ковальков, замминистра труда и социальной защиты, в том же эфире TUT.BY-ТВ назвал другую цифру — 130 тысяч «домохозяек и домохозяев».
Политолог Юрий Дракохруст так прокомментировал намерения властей: «Речь идет не о тунеядцах, а о людях, чья трудовая деятельность не попадает в рамку белорусской налоговой системы».
Другими словами, в случае принятия предложения Мясниковича, платить будут не только «трутни», а все официально незанятые, в том числе, например, трудовые мигранты, работающие «по-серому» предприниматели и другие лица.
Чиновники сами замучаются
Нужно отметить, что недовольство властей в адрес официально незанятых по поводу «халявного» пользования социальными благами не совсем обоснованно.
Как и все граждане, они уплачивают косвенные налоги (НДС, акцизы), заложенные в цену товара при покупке. Трудовые мигранты привозят деньги в страну. Немало можно сказать и об общественной важности труда домохозяек, воспитывающих детей, пока супруг зарабатывает деньги.
Но, кроме этого, оба предложенных варианта восстановления социальной справедливости (ежегодный платеж в 8 млн. рублей или переход на полную оплату коммуналки, транспорта, медицины и образования) еще и чрезвычайно сложны в реализации.
«Такие законы могут привести к росту коррупции», — замечает Юрий Дракохруст. Именно такого результата стоит ожидать, если государственные органы получат новые полномочия — определять пока размытые категории плательщиков будущего сбора.
Для трудовых мигрантов возрастет соблазн переехать с семьями в страну, где они работают.
Неясно, за какой период пребывания без работы человек будет попадать под действие закона. И что помешает заключать фиктивные трудовые договоры на четверть ставки со знакомыми нанимателями, чтобы избежать более крупных трат?
Много вопросов оставляет и практическая реализация такого закона. Придется ли в поликлиниках показывать справку из налоговой? Бесплатно ли будет дошкольное обучение для ребенка, у которого официально трудоустроен только один родитель? Пойдет ли власть на наказание тысяч домохозяек штрафами и общественными работами (если нечем платить штрафы)?
Экономист Ярослав Романчук уверен, что предложение Мясниковича, как и слова Лукашенко двухлетней давности, останется простой декларацией: «Издержки идентификации таких людей, контроля за их доходами могут оказаться выше, чем потенциальные налоговые поступления».
Юрий Дракохруст также считает, что больших денег в казну новые меры не принесут: «Возможно, чиновники просто покажут президенту, что работают; кого-то показательно оштрафуют».
Проблемы порождает система
Почему власти так озаботились проблемой неуплаты налогов официально не занятыми в экономике? Не потому ли прежде всего, что последняя переживает не лучшие времена?
На фоне спада реализации продукции снизились поступления в бюджет налогов предприятий. Новых внешних заимствований не предвидится, а мировые цены на ряд традиционных белорусских экспортных товаров шатаются. В связи с кризисом после развала Белорусской калийной компании туманны перспективы продажи за рубеж калийных удобрений.
По словам Ярослава Романчука, «Минфин оценил дефицит бюджета, который может сложиться по итогам 2013 года, и решил срочно искать дополнительные доходы». Так, уже повышены акцизы на топливо, сигареты и алкоголь, а со следующего года планируется увеличить НДС.
Но в данном случае проблема глубже. Белорусская власть, наследница советской, не до конца привыкла к тому, что труд — это право, а не обязанность человека. Отсюда и давно забытая риторика о борьбе с тунеядцами и трутнями.
Проблема не в людях, которые живут не по средствам. Так живет государство, которое хочет дать социальные блага всем, не имея на это денег. Судорожные попытки собрать «социальный налог» с формально незанятых едва ли помогут решить эту проблему.
Артем Шрайбман, naviny.by