Давайте поговорим по-честному. Без надежд на то, что как только мы освободимся от Лукашенко, Запад даст нам 100500 миллиардов евро и мы сразу заживём хорошо. И без надежд на то, что при распаде России кто-то подарит нам Ханты-Мансийскую область. А исходя из реального состояния нашей страны и всего региона, в котором мы живём.
Итак, мы уже поняли, что после ухода Лукашенко и его своры, после восстановления в Беларуси демократически избираемой власти, нам придётся начинать, по факту, с уровня 1994 года догонять соседей. Что очень непросто: Польша уже стала «европейским тигром» с 6% роста ВВП в год, да и другие страны оставили Беларусь далеко позади – как по показателям ВВП, так и по уровню доходов населения. Даже воюющая Украина имеет намного более здоровую экономику, чем РБ. А после войны – получит щедрые средства от Запада на восстановление.
Что всё это значит для Беларуси? Только то, что нам нужно найти какие-то нестандартные варианты экономических реформ. Принять неожиданные и смелые решения, пусть даже это будет совершенно противоречить беларускому менталитету. Потому что иначе Беларусь будет обречена оставаться «вечно догоняющей» страной Восточной Европы. В конце концов, старая истина гласит: «Если ты хочешь иметь то, чего никогда не имел, тебе придётся делать то, чего ты никогда не делал». Итак, рассмотрим несколько вариантов нестандартных (в нашем традиционном понимании) экономических реформ.
Вот, например, одно из радикальных решений, которое позволит «разбудить» предпринимательский потенциал беларуского народа. Это идея создания социальной прослойки микропредпринимательства на базе небольших семейных бизнесов. Беларуси необходимо запустить экономические лифты для выращивания национальных бизнесов, создать своеобразные ступени для бизнес-роста. Именно создатели таких микробизнесов спустя не такое уж большое время станут средним классом – основой экономики и социального благополучия Беларуси.
Для создания такой прослойки потребуется принять что-то вроде конституционного соглашения между частью населения и государством, договориться, что никто ничего никому не должен. Так сказать, «нулевой вариант» для самозанятых. А именно: семейное предприятие в рамках определенного годового лимита сделок (например, $200-300 тыс. в год в эквиваленте) получает право на ведение собственного бизнеса.
При этом такой бизнес:
- Нигде не регистрируется (кроме специального счёта в банке для контроля лимита операций).
- Не представляет отчётности.
- Не платит никаких налогов и сборов.
- Освобождается от проверок со стороны государства.
- Не соблюдает трудовое законодательство.
Конечно, такой вариант возможен далеко не для всех видов экономической деятельности. Однако вполне подходит для большинства актуальных для Беларуси занятий – от выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции, и до строительства, ремонта, репетиторства, СТО и прочего. Тут главное, чтобы государство не увлеклось слишком сильно разрешительной функцией. То есть не слишком усердствовало, определяя, какие виды деятельности позволить для семейного бизнеса.
В чём идея такого подхода? Ведь, казалось бы, какая польза государству и обществу от многочисленных бизнесов, которые не платят налоги? На самом деле, именно большое количество таких микропредпринимателей приведёт к росту среднего уровня доходов населения. Не за счёт бюджета, не за счёт вливаний со стороны государства (ему и так будет на что тратить свою скудную казну), но исключительно за счет энергии работающих на себя людей. Работающих без страха, что завтра к ним придут дармоеды в погонах и потребуют отчётность, сертификаты, лицензии, налоги и ещё множество всего.
В таком случае в Беларуси появится новый основной драйвер роста экономики – потребительский спрос. Проще говоря, хотите расти? Покупайте, а потом производите. Точнее сказать, создайте спрос, а потом генерируйте предложение товаров и услуг. А вот у нас делают все с точностью до наоборот. Беларуские фабрики годами работают «на склад», получая дотации из госбюджета. А потом мы выслушиваем требования Лукашенко «затянуть пояса», да затыкаем дыры в бюджете всё новыми российскими и китайскими кредитами…
Второй, так скажем, «лайфхак» для опережающего роста экономики: дать голос и средства региональным предпринимателем, децентрализовать финансы с тем, чтобы люди на местном уровне могли сами управлять заработанными деньгами – решать, во что инвестировать, что строить и что развивать. Это будет очень мощный толчок для развития всей страны – не только регионов, но и столицы, и областных центров.
По факту, речь идёт о том, чтобы собранные на какой-то территории (район, город) налоги не перечислялись целиком и полностью в центр. Например, 70% из них должно оставаться в местном бюджете и распределяться на местные нужды прямым, демократичным и прозрачным образом, с участием всех жителей данной территории. Тогда беларуские регионы будут буквально соревноваться – кто из них предложит новому бизнесу более привлекательные, комфортные условия. Потому что всякий бизнес – это плательщик налогов, 70% которых будут оставаться в регионе и тратиться на решение его же проблем.
Третий «лайфхак» – коренная трансформация системы государственных закупок. Во-первых, сегодня из неё полностью вытеснен малый и средний бизнес: беларуское государство ему демонстративно не доверяет. А должно быть ровно наоборот. То есть «малые» государственные закупки в рамках большого количества мелких тендеров станут тем каналом, через который будут поступать реальные деньги из бюджета – малому бизнесу, в том числе в регионах. А дальше – смотри предыдущие разделы про потребительский спрос как стимул роста экономики.
Конечно, такие тендеры должны быть организованы в электронном виде и абсолютно прозрачно, чтобы «отсечь» чиновников-коррупционеров, сбрасывающих лоты на ручные компании и подставных ИП. Иначе говоря, стоит запустить отдельную цифровую платформу для тендерных закупок, где заказчик – государство, а исполнители – компании малого и среднего бизнеса, семейный бизнес, самозанятые люди. На такой платформе всё будет просто и прозрачно – лишь цифровая регистрация сделок и аккредитация субъектов МСБ.
Во-вторых, нынешняя система государственных закупок очень слабо способствует локализации продукции. А ведь «покупай беларуское» должно стать не лозунгом в магазинах, а принципом государственных закупок. В-третьих, через выставление приоритета госзакупок в разных областях (Витебская, Могилёвская, Гродненская и т.д.) можно грамотно распределять государственную поддержку местного бизнеса. А ещё – это очень важно для создания и сохранения рабочих мест в регионах.
Вообще же для тех регионов Беларуси, которые теряют население наиболее высокими темпами, стоило бы ввести государственные программы гарантии заказов и гарантии сохранности активов для местного бизнеса. Иначе получим сначала экономическую пустоту, потом – человеческую.
В-четвертых, в новых политических условиях (после Лукашенко, при демократическом устройстве страны) в Беларусь захотят зайти новые инвесторы, но им – по крайней мере, на начальных этапах работы, – будет нужна гарантия сбыта произведенной продукции.
Такие примеры, кстати, есть в Польше, причём речь идёт про достаточно крупный бизнес. Так, известный в стране предприниматель Збигнев Якубас под будущий выпуск электровозов и контракт с железной дорогой его компании Неваг привлек 100 млн евро путем выпуска акций (IPO) для модернизации производства, которое он выкупил у государства. А у вот в Беларуси сейчас такая поддержка внутреннего производителя через систему внутренних гарантированных заказов – табу.
В-пятых, необходимо устанавливать конкурентное преимущество для беларуских компаний на тендерах пропорционально уровню добавленной стоимости. К примеру, если это импортное топливо, то здесь конкуренция между нашими и иностранными компаниями только по цене. А если это, скажем, турбина – тогда конкурентное преимущество у «беларуса» на добавленную стоимость. Ведь добавленная стоимость – это прежде всего заработная плата для наших граждан и налоги в государственный бюджет.
Продолжение следует…
«Наш Дом»