У нас конституция не под женщину. И у нас общество не созрело для того, чтобы голосовать за женщину. Потому что у нас по конституции президент обладает сильной властью.
Александр Лукашенко, 2020 год.
В 2020 году в Беларуси начались самые большие в истории протесты против фальсификаций президентских выборов и против патриархального диктатора Александра Лукашенко, которые сегодня очень часто называют «женской революцией» из-за огромного количества участвовавших в них женщин и трех женщин, которые возглавляли объединенный штаб оппозиции.
Почему в Беларуси взбунтовались женщины?
В Беларуси практикуется система «государственного рабства» – это когда молодая женщина/мужчина, как правило, из семьи с низким достатком, из регионов получает высшее образование и согласно белорукому законодательству он/а должна «отработать» два года после получения государственного диплома или выплатить штраф в размере 10-20-25 000 евро за якобы потраченные на нее государством деньги. Как правило, речь идет про принудительную, низкооплачиваемую, непрестижную работу в очень плохих условиях, но отказ от нее ведет к долговой кабале перед режимом Лукашенко и аннулированию диплома о высшем образовании. Покинуть добровольно работу и уволиться без долговой кабалы и серьезных экономических (опись и арест всего имущества и т.д.) и политических санкций (например, запрет покидать Беларусь и на выезд из страны) – невозможно согласно беларускому законодательству.
Поэтому по факту все женщины Беларуси с высшим образованием, если они его получали «бесплатно» (т.е. не платили лично за обучение) по факту являются жертвами современного государственного рабства со всеми критериями рабынь – от полного бесправия до унизительной малооплачиваемой работы по принуждению.
В Беларуси существует и список профессий, запрещенных для женщин, – от запрета работать пожарницей до запрета работать водолазом. Не сюрприз, что все запрещенные для женщин профессии в Беларуси являются, как правило, высокооплачиваемыми, а все тяжелые и плохо оплачиваемые профессии – традиционно женские.
Решение всех социальных вопросов, начиная от заботы и ухода за престарелыми родственниками, до воспитания детей и другой невидимой и бесплатной работы, режим Лукашенко переложил на плечи беларуских женщин, экономя таким образом бюджетные деньги.
Александр Лукашенко воспринимает всех беларуских женщин как своих личных рабынь и свою личную собственность, которую надо силой заставить подчиняться и покорно молчать. Именно поэтому женщины, участвовавшие в протестах, столкнулись с беспрецедентным террором и насилием во всех видах – от избиений до похищений детей сотрудниками КГБ, от психушек до огромных неподъемных штрафов в тысячи евро. Женщины, попавшие под административное преследование, были лишены свободы на 17 253 дня по 6270 административным делам. По административным делам женщины выплатили 641 112,45 евро (по данным, известным правозащитникам) в качестве штрафов. Большинство женщин привлекались к административной ответственности несколько раз.
Количество женщин, привлеченных к уголовному преследованию, составляет 536 человек, в том числе принудительно перемещенных как этническое меньшинство — 3 женщины. 347 женщин уже осуждены по уголовным делам и получили различные сроки лишения свободы. 1 женщина умерла в результате заражения covid-19 в тюрьме.
По состоянию на 13 октября 2020 года Генеральная прокуратура Беларуси вынесла официальные предупреждения более чем 300 семьям (женщинам) за участие детей в акциях протеста. На сегодняшний день количество таких семей неизвестно, но эта цифра может быть увеличена как минимум вдвое. Сотрудники прокуратуры признают, что провели так называемые «разъяснительные беседы» с более чем 400 женщинами и детьми. Сегодня абсолютно все семьи с детьми рассказывают об угрозах изъятия детей за участие в протестах.
Но особую ненависть у беларуского режима вызывают феминистки-правозащитницы – женщины, которые не сдались и не отступили, даже если им пришлось бежать их страны, и в первую очередь, «Наш Дом» — правозащитная феминистическая организация, которая состоит из женщин-правозащитниц, организовала Горячую Линию помощи жертвам репрессий. Этих женщин в народе прозвали «совами» за их работу по ночам, потому что КГБ приходит арестовывать людей по ночам прямо как в советское время. Некоторые правозащитницы по факту были арестованы, но многим удалось бежать из Беларуси и продолжить работу по помощи репрессированным уже из Литвы. Режим открыл на феминисток-правозащитниц настоящую охоту даже за рубежом.
Беларуские пропагандисты режима публично объявили беларуских женщин правозащитниц, активисток и журналисток в изгнании «беглыми» в значении «беглая рабыня». Пропагандист Игорь Тур посвятил целый пропагандистский сериал на ТВ канале беларуского режима, который так и называется «Ложь беглых» (рабынь), а впоследствии посвятил книгу «Нашему Дому» и другим правозащитницам и журналисткам, которая также называется «Ложь беглых» (рабынь).
«Наш Дом» и Ольга Карач были 9 раз признаны экстремистами во всех видах и формах – от признания правозащитных мониторингов о нарушениях прав человека в Беларуси «экстремистскими материалами» до признания самого правозащитного центра «Нашего Дома» «экстремистким формированием».
С сентября 2021 года КГБ внесло правозащитницу Ольгу Карач, руководителя «Нашего Дома» в список террористок под номером 773, ее имя опубликовано на сайте КГБ как «лицо, имеющее отношение к террористической деятельности». Причем беларуское КГБ приравняло правозащитную работу Ольги Карач и ее помощи жертвам репрессий-2020 (оплату посылок в тюрьму для заключенных, помощь в оплате адвокатов для репрессированных, помощь в побеге и т.д.) с деятельностью международного террориста из Ливии Усама Аль Куни Ибрагим, который был внесен в список КГБ на сайте следующим за номером Ольги Карач номером 774, — а по факту был признан международным террористом Санкционный перечень Комитета Совета Безопасности ООН, учрежденный резолюцией 1970 (2011) и связан с деятельностью сети Zawiyah по торговле людьми.
Но даже на этом КГБ не остановилось в своих атаках на беларуских женщин правозащитниц.
28 сентября 2022 года в Литве Департамент государственной безопасности Литвы задержал литовского адвоката Мантаса Даниелиса, который в первой половине 2022 года помогал Нашему Дому в качестве адвоката. Как выяснилось, беларуское КГБ завербовало этого литовского гражданина, чтобы шпионить за Нашим Домом и работающими там правозащитницами. Другими словами, Наш Дом и его правозащитная деятельность так напугали беларуское КГБ и беларуские спецслужбы, что им понадобилось завербовать гражданина Литвы, чтобы шпионить за Ольгой Карач и другими женщинами из Нашего Дома. Мантас Даниелис до сих пор находится в литовской тюрьме.
Регулярно звучат публичные угрозы смерти от беларуских силовиков от угроз похищения с территории Литвы и насильственного возвращения в Беларусь в багажнике автомобиля до непосредственных. 2 октября 2022 года в эфире СТВ в программе «Неделя» заместитель министра внутренних дел Николай Карпенков заявил: «Противники режима Лукашенко, находящиеся за границей, заслуживают смерти, потому что ими овладел дьявол». По словам Карпенкова, противники режима Лукашенко окружены сатанинскими символами, и «дьявол настолько вселился в них, что они превратились в настоящих бешеных собак, которые заслуживают смерти». Наш Дом воспринимает озвученное СТВ во время эфира как прямую угрозу себе, поскольку там есть конкретная отсылка к Ольге Карач. Ранее ведущий программы, пропагандист Лукашенко Григорий Азаренок, разместил в своих социальных сетях фотографию с надписью «дьявол» на лице директора беларуской правозащитной организации Наш Дом Ольги Карач, при этом сравнив себя с ангелом.
Всего за один год, 2021, пропаганда беларуского режима показала 147 (!!!) телепередач, в которых Наш Дом был представлен в негативном ключе с целью опорочить его в глазах белорусов. Ольга Карач была вторым по частоте упоминания человеком на телевидении режима после Александра Лукашенко, и очевидно, что о нем говорили исключительно хорошее, а об Ольге Карач — исключительно плохое.
5 января 2022 года, в день рождения Ольги Карач, в городе Могилеве покончил жизнь самоубийством политзаключенный Дмитрий Дудойть. Он попал в тюрьму за нелестный отзыв о сотруднике милиции под одним из постов в социальных сетях и, вероятно, не выдержал пыток, которым подвергли его силовики. Можете себе представить, что чувствует в связи с этим Ольга Карач…
Но, тем не менее, «Наш Дом» не только выстоял, но активно продолжает свою правозащитную работу и развивается. Сегодня беларуские «совы» помогают не только беларуским политическим беженцам в Литве, но и украинским беженцам от войны. Беларуские и украинские женщины вместе борются всеми силами против войны и против террора, защищая самое главное, что есть у любой женщины – право не быть чьей-то собственностью или чьей-то рабыней и право распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению.
Сегодня феминистическая повестка и Артикль ООН 1325 становится самой важной и главной в нашем регионе – она ключ к прекращению войны и она же – гарантия того, что война в нашем регионе прекратится навсегда.
Женщины-митотворцы, которых не остановили угрозы убийства, шпионаж против них, насилие и абьюз, не остановятся ни перед чем в своей борьбе за мир и за права женщин. «Наш Дом» с его женщинами – этому яркий пример.