Алексей Петрович (имя изменено) ныне на почетном и заслуженном отдыхе. До выхода на пенсию, кроме выполнения непосредственных обязанностей, он не раз становился рядовым членом, заместителем и председателем местной избирательной комиссии. На протяжении последних 10 лет он обслуживал выборы всех уровней. Алексей Петрович на условиях анонимности любезно согласился рассказать редакции deputat.nash-dom.info о процессе организации свободного волеизъявления граждан в Беларуси.
— Обычно президентские выборы называют самыми важными, справедливо ли подобное утверждение?
— Если говорить «выборах» с 2001 года, то я могу смело утверждать, что наиболее важным для властей стал референдум 2006 года. Я лично прошел путь от члена участковой комиссии до председателя и успел оценить и понять суть всей системы. На полную мощность она была задействована, когда Лукашенко продлевал срок полномочий, и, по сути, получил карт-бланш для пожизненного президенства. Далее по нисходящей – президентские выборы, парламентская кампания, выборы депутатов местных Советов. Выборы местных депутатов, в свою очередь, очень важны для местной власти, они как никто другой понимают, что им тут, на местах, лишние активные и интересующиеся депутаты не нужны, поэтому без указаний сверху местные власти по-максимуму сами контролируют процесс. Если дать возможность пройти независимому кандидату, руководство местных органов власти, покажут свою слабость и несостоятельность.
— В чем состоит этот «контроль»?
— На участке три главных действующих персоны – председатель комиссии, его заместитель и секретарь. Именно они обеспечивают нужный результат. Все с них и начинается – уже за несколько месяцев до выборов списки председателей формируются и заверяются у начальства. Председателя приглашают «на ковер» и объясняют что к чему. Как правило, используют молодежь (им еще работать и работать, а пойдешь против системы – получишь «волчий билет») либо работников предпенсионного возраста (до пенсии остается совсем немного, а захочешь быть самым честным, тебя просто уволят), либо людей близких к избирательному участку и хорошо знающих местный электорат — замдиректора завода или школы ставят председателем. После бесед с непосредственным начальством и исполкомовским идеологом, четко осознав свою задачу, председатель подбирает себе «коллектив» — заместителя и секретаря.
— Есть возможность отказаться?
— Возможность есть, но на практике соглашаются все и каждый. Подобное предложение сулит продвижение по карьерной лестнице, ты пребываешь на хорошем счету у начальства. Кроме того, после выборов выдают небольшие премиальные. Особо отличившимся председателям комиссий выдают по несколько сотен тысяч, попадают в этот список лучших не все. При этом расписываешься ты за 800.000 рублей, а выдают тебе 500 тысяч со словами «вы же понимаете, на этих выборах работали не только вы. Многие люди по ведомости не проходят, а ведь их тоже надо поблагодарить»
— Что за люди?
— У председателя участковой комиссии по крайней мере два куратора – идеолог исполкома и сотрудник КГБ. Это независимый контроль, который не пересекается. Встречаешься с идеологом, позже с КГБшником. Он вручает тебе карточку со своим номером и настоятельно просит звонить «в любой непонятной ситуации». Обычно и видишь ты этого сотрудника всего один раз – до выборов, но свою долю премиальных, видимо, получает и он.