Руководитель МЦГИ «Наш Дом», политик и общественный деятель Ольга Карач одна из первых подняла тему оккупации на Форуме Демократических Сил 16-17 мая в Варшаве. Факт оккупации, по мнению, Ольги Карач однозначен и очень важно, чтобы все беларусы в этом вопросе были едины.
Доклад Ольги Карач по вопросу оккупации Беларуси Российской Федерации на Форуме Демократических Сил 17 мая 2022 года.
Первое и самое важное, что мы видим сегодня — это навешивание ложной вины и ложной ответственности за действия Лукашенко. Мы все прекрасно понимаем, что все агрессивные действия, которые идут в отношении нашей соседки Украины с территории Беларуси, идут исключительно по вине Лукашенко. Я лично отказываюсь брать на себя ответственность за его действия и за его решения. И, если Беларусь считается страной со-агрессором, то, естественно, что ответственность за действия Лукашенко мы вынуждены будем разделить. Нам нужно максимально дистанцироваться от того, что сегодня делает оккупационный режим Александра Лукашенко.
Второе, что началось именно сейчас — это обесценивание героического подвига и всех страданий и жертв нашего народа. Давайте говорить прямо, что с 9 августа 2020 года режим не на минуту не останавливается в борьбе против народа и террор его страшный.
50 тысяч людей прошли через пытки, более 200 тысяч (по некоторым данным почти миллион!) вынуждены покинуть страну. Мы до конца не знаем количество убитых и изнасилованных в тюрьмах людей, которые принимал участие в протестах. Я думаю, что, когда все жертвы заговорят, это будет очень страшно. Поэтому сегодня мы все должны очень чётко сказать, что нападение Путина на Украину стало возможным только тогда, когда наш протест просто захлебнулся в крови, потому что именно Лукашенко пролил кровь мирного народа. И наш народ сдерживал и Путина, и Лукашенко полтора года, без оружия, тем что люди выходили и жертвовали собой.
Поэтому всё что происходило в Беларуси в эти годы — мы не забываем и, главное, не обесцениваем. Люди действительно сделали очень многое – героические подвиги и поступки.
Следующий очень важный вопрос. Нашему народу надо определиться – кто мы: со-агрессор или жертва оккупации?
Потому что, если сегодня Беларусь не признана оккупированной территорией, то согласно всем резолюциям ООН, мы являемся страной со-агрессором. И поэтому, сегодня, признание Беларуси страной оккупированной — это очень важный политический вопрос. В том числе он касается и вопроса репараций в будущем – кто кому и за что платит. Или Россия платит Украине за войну, за оккупацию, и, соответственно платит Беларуси за оккупацию. Либо Россия и Беларусь платят Украине за войну и оккупацию.
Кампания по признанию Беларуси оккупированной территорией будет оказывать очень сильное влияние на нашу идентичность – кто мы? С кем мы? Остаёмся ли мы в «русском мире», повторю, как со-агрессоры, или мы уходим на Запад, как жертвы оккупации? Вопрос очень принципиальный и очень важный.
Ведь это принципиально разное пространство возможностей для нашего народа: идет борьба между политическими противниками, и тогда все находится в рамках политической борьбы, или Беларусь оккупирована, и это борьба за независимость страны. В том числе, мы, как оккупированная страна, имеем право от лица беларусов требовать от США и Европы защиты и совсем другого уровня поддержки. Признание Беларуси оккупированной территорией очень сильно влияет на принятие решений по убежищу, по визам, по социальной помощи беженцам. Одно дело если мы граждане страны со-агрессора – это означает, что будут определённые политические решения для нас в Евросоюзе и в других странах. Не очень приятные. Или, как граждане оккупированной территории, мы имеем право не просто ждать, а требовать и спрашивать совершенно другую помощь для поддержки борьбы с оккупацией.
Что нам сегодня надо для проведения данной кампании? Цель проведения кампании – признать Республику Беларусь окончательно оккупированной территорией Российской Федерацией с 20 февраля 2022.
Но можно много говорить о том, когда на самом деле началась оккупация. В 1994? Или она началась в 1996 году с референдума? Может, она началась с 1999, когда был подписан Союзный договор с Россией? Но она точно окончательно сформировалась 20 февраля 2022 года, когда российские войска не покинули территорию республики Беларусь после совместных учений. И только после этого началось вторжение России в Украину, когда они уже закрыли вопрос с Беларусью.
Кто целевые группы кампании по признанию Беларуси оккупированной?
Наши целевые группы – это, международные сообщества Евросоюз, Европарламент – это те, структуры, которые должны признать оккупацию Беларуси. Евросоюз – ПАСЕ, ОБСЕ, ООН, а также Национальные парламенты Евросоюза. Безусловно, нам нужны рабочие группы: например, юридическая – потому что в любом случае речь идёт про гибридную войну, речь идёт про гибридную оккупацию, поэтому будут попытки нас заболтать с юридической точки зрения. Нам также надо подготовить ряд документов, ряд петиций, обращений, в разные Европейские международные структуры по признанию Республики Беларусь оккупированной территорией.
- Нам нужна информационная составляющая – людям и в Беларуси, и вокруг Беларуси, и международному сообществу, нужно объяснить, почему мы считаем Беларусь оккупированной территорией. Это влияет на отношение граждан к Беларуси и беларусам, которые сегодня находятся на территории Евросоюза в изгнании. Также это будет влиять на принятие политических решений – признать Беларусь оккупированной или нет. Сегодня достаточно много аргументов, чтобы двинуть Беларусь, опять вернуть нашу страну в Международную политическую повестку для того, чтобы добиться признания Беларуси оккупированной территорией.
И третья группа, которая нам нужна, международная группа – это группа будет работать непосредственно с политическими структурами – с Парламентом ЕС, с ООН, с ПАСЕ, с ООН и так далее. ПАСЕ приняла резолюцию о том, что они прекращают всяческое сотрудничество с режимом Лукашенко и что они собираются сотрудничать с гражданским обществом. Они «кинули мячик в наши руки» и сейчас стоит вопрос о том, кто эти люди или структуры, с которыми собирается или будет сотрудничать ПАСЕ. Я разговаривала с различными депутатами Парламентской Ассамблеи Совета Европы — они ждут предложений и идей от беларусов, что они должны делать и как сотрудничать.
- Эта работа должна быть системной. Ни одна организация на сегодняшний день не обладает достаточными возможностями, что бы поднять эту кампанию на достаточно высокий уровень, как необходимо нашему народу. Поэтому нам нужна коалиция разных инициатив и организаций, которые будут работать сообща, в конкретном направлении данного вопроса – и с Парламентами, и с политиками, и с Евросоюзом, и с ПАСЕ, и с ОБСЕ, и с ООН.
Без этой кампании по признанию Беларуси оккупированной территорией мы никуда не сможем двигаться, мы будем постоянно спотыкаться. И Беларусь будет всё больше и больше уходить из международной политической повестки и ее все больше будет затягивать влияние Российской Федерации.
Я думаю, что в данной ситуации для нас важно учиться работать вместе по достижению конкретных целей, которые будут влиять на Беларусь сегодня и на то, что будет происходить в Беларуси в ближайшие 20-30 лет. Уверена, что мы сможем благодаря признанию нашей страны оккупированной увидеть, насколько поменяется отношение к беларусам и как это повлияет на все стратегии и на все политические решения.