Нелегитимное государство готово ежедневно и ежечасно расправляться с теми, кто против Лукашенко — особенно накануне незаконного референдума, перед которым нужно «очистить» страну от всех, кто сможет высказаться против. В канун Нового года каратели проникли в квартиру, где жила Марина Мацулевич, активистка движения «Матери-328». После этого она попала в городскую клиническую больницу скорой помощи в Минске. Возможно, поводом для атаки со стороны силовиков стало заявление на Лукашенко, которое Марина Мацулевич передала в КГБ Беларуси.
Марина Мацулевич — известный бизнес-тренер, но пять лет назад ее жизнь кардинально изменилась. Ее сын Роман Киселевич был задержан в июле 2017 года — уже почти пять лет Марина судится с нелегитимным государством за него. Романа осудили по самой тяжелой части статьи 328 — четвертой (распространение наркотиков организованной группой). Роман получил 14 лет лишения свободы, но позже срок уменьшили на один год. Марина Мацулевич заявила, что ее сын осужден незаконно.
В конце июля 2018 года состоялся суд по иску Марины Мацулевич к адвокату ее сына Лилии Калениковой. Марина рассказала, что адвокат не сделала ничего для защиты Романа Киселевича. «Она видела, как нарушается законодательство, и ничего не предпринимала. Романа допрашивали в маленькой дежурной комнате. Перерыв между допросом и очной ставкой длился около девяти минут, хотя по закону должны давать час времени. Вдобавок, адвокат его торопила, не дала прочитать протокол. В результате сын себя оговорил», — рассказала Марина. Кроме этого, зная о тяжёлом материальном положении Марины, адвокат подписала с ней договор и взяла с неё 460 рублей гонорара, не предупредив, что первые дни может работать за счёт местного бюджета. Несмотря на все нарушения, суд отказал Марине Мацулевич в требовании признать незаконным ее договор с адвокатом Лилией Калениковой.
В октябре 2018 года женщина участвовала в голодовке возле стен СИЗО по улице Володарского в Минске и заявила, что намерена добиться наказания для следователя и прокурорских работников, из-за ошибок в работе которых ее сын находится за решеткой. По ее словам, она получила подтверждения, что в документах были ошибки, которые правоохранители посчитали незначительными. Марина пыталась добиться встречи с прокурором, так как ее сына не освободили от ответственности, после того как он выполнил требования, предусмотренные примечанием к 328-й статье. Согласно этим требованиям, подлежат освобождению от ответственности лица, добровольно выдавшие правоохранительным органам наркотики и оказавшие активную помощь по выявлению (пресечению) преступлений по незаконному обороту наркотиков, изобличению лиц, которые его осуществляли, а также обнаружению имущества, полученного преступными действиями. Но суд проигнорировал это примечание.
23 мая 2019 года против Марины Мацулевич было возбуждено уголовное дело. Женщину заподозрили в оскорблении должностного лица (статья 369 УК) – она написала комментарий в адрес работников прокуратуры. У Марины дома провели обыск, в ходе которого изъяли ноутбук и мобильный телефон. Давать показания против себя Марина отказалась.
Разочаровавшись в действиях властей, Марина начала требовать отставки Лукашенко. Еще 30 марта 2020 года она заявила, что возмущена безответственностью руководства страны в связи с угрозой в стране эпидемии COVID-19 и отсутствием статистики по зараженным, умершим и положительным тестам. Марина потребовала передачи власти до очередных выборов Премьер-министру Беларуси, а также принятия мер, соответствующих опасности положения, в котором страна оказалась из-за коронавируса. Однако ей, разумеется, пришел отказ.
В августе 2020 года, еще до выборов, Марина подала жалобу в ЦИК о том, что участие Лукашенко в президентских выборах незаконно, и потребовала отменить регистрацию Лукашенко в качестве кандидата за нарушения статьи 47 Избирательного кодекса (ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по референдуму) и статьи 73 ИК (равенство прав и обязанностей кандидатов в Президенты Республики Беларусь). После отказа она обжаловала ответ ЦИК в суде.
29 ноября 2021 года Марина Мацулевич написала заявление на Александра Лукашенко по части 3 статьи 357 УК (Захват либо удержание государственной власти неконституционным путем, повлекшие гибель людей либо сопряженные с убийством). В своих соцсетях Марина открыто заявила о том, что требует ареста Лукашенко: «Я, боясь умереть от давления, сердечной недостаточности, от стресса, от травли, которой меня подвергают сейчас прокуроры, которые нарушают законы на каждом шагу, посчитала просто своим долгом написать это заявление. Безусловно, какая последует реакция на мое заявление, я не знаю. Но прокуроры, нарушившие столько законов, все равно уже обвиняют меня в том, что я просто отстаиваю свои права и права своего сына в правовом поле».
20 декабря 2021 года Марину Мацулевич судили за то, что 20 октября она якобы размахивала руками, громко кричала и оскорбляла сотрудников прокуратуры Советского района Минска, а также не реагировала на замечания должностных лиц. Марину судили по статье 19.1 КоАП и приговорили к штрафу в 290 рублей.
Пока Марина в больнице, Роман Киселевич продолжает проходить через пытки в тюрьме. После задержания ему не давали возможности спать, есть, пить, нормально ходить в туалет. Многие сами боялись есть и пить, потому что заключенных не водили в туалет. Сейчас Роман находится в исправительной колонии «Витьба» в Витебской области и работает за копейки на нелегитимный режим. Но он не сдается и также продолжает писать жалобы в органы власти и МВД, отстаивая свои права, — правда, пока безуспешно.
МЦГИ «Наш Дом» выражает солидарность с активисткой движения «Матери-328» и ее сыном. Мы требуем признать политзаключенными Романа Киселевича и всех незаконно осужденных по статье 328 УК, а также поднимать вопросы об их освобождении на заседаниях комитетов и организаций Европейского Союза, а также принимать санкции против тех прокуроров и судей, которые фабрикуют дела по статье 328. Тысячи молодых парней и девушек становятся рабами системы на долгие годы, чтобы обеспечивать Лукашенко бесплатной рабочей силой. Мы помним о них и обязательно освободим.