Этой осенью «Наш Дом» начал кампанию, посвященную защите животных. В рамках кампании мы уже рассказали, что переживают собаки и коты в нашей стране, как нелегитимная власть репрессирует зоозащитников и как живут сельскохозяйственные животные. Буквально на днях стало известно, что теперь беларусские коты в настоящей опасности – государственное предприятие «Белмедпрепараты» решило закупать четвероногих для опытов. Зоозащитники забили тревогу. Присоединяемся к ним и мы, ведь ради опытов диктаторский режим может забирать даже хозяйских животных. И поэтому на этой неделе мы снова будем говорить о правах четвероногих.

Что случилось?

В начале декабря в независимых интернет-ресурсах появились скриншоты с сайта госзакупок. Согласно им, с 1 декабря «Белмедпрепараты» искали поставщика лабораторных животных: морских свинок – 240 голов, кроликов (не альбиносов) – 300 голов и котов (только самцов) – 60 голов. Если кролики и морские свинки и раньше использовались в опытах, то о закупках котов широкая общественность ничего не знала. Зоозащитники создали петицию против использования кошек в опытах. За несколько дней удалось собрать сотни подписей, которые были отправлены в Генпрокуратуру. Впрочем, надежды на реакцию у зоозащитников нет, ведь для Генпрокуратуры куда опаснее протестующие против власти Лукашенко.

Журналистам удалось узнать, что на животных собираются проводить опыты по входному контролю субстанции, а также проверять несколько лекарственных препаратов. О том, что потом происходит с четвероногими после опытов, на «Белмедпрепаратах» знают: «Но другого выхода нет, на ком-то же нужно проверять препараты. Это как лабораторные животные, это давно уже используется. Мы в основном используем бродячих котов, как правило, более-менее взрослых. Возможно, потом этих животных усыпляют, но мы не знаем — мы просто поставляем на завод».

Зоозащитники выяснили, что в поставке котов на опыты будут участвовать коммунальные предприятия, которые занимаются отловом бродячих животных. Однако в «Фауне города», куда привозят беспризорных четвероногих из Минска и Минской области, это опровергли: «Нам сообщили, что 60 котов мы собираемся отдать на опыты, а у нас всего 40, кто это придумал? Мы вообще никогда не продавали животных, стараемся отдавать их людям».

Однако отметим, что ранее «Фауну города» уже обвиняли в опытах над животными. В 2009 году об этом написали на портале общественного объединения защиты животных «Эгида». 25 февраля 2009 года был заключен договор купли-продажи 20 животных между «Фауной города» и БГМУ для опытов и экспериментальных операций. До этого на предприятии был проведён эксперимент, когда шести собакам ввели десятикратную дозу вакцины против чумы и против лептоспироза. Одна из собак оказалась не бродячей, а потерявшейся, и ее долго искали хозяева. В марте 2009 года стало известно, что администрация «Фауны города» отправила четырех собак в БГМУ.

Защитники животных всего мира уже много лет требуют отменить опыты над четвероногими в индустрии косметики, бытовой химии и производства лекарств. Кошек применяют в неврологических исследованиях. На них изучают повреждения спинного мозга, проблемы, связанные со зрением, сном и слухом, болезнь Паркинсона, рак, генетические нарушения. Также кошки используются в исследованиях ВИЧ/СПИД, так как заражаются вирусом иммунодефицита кошек. После окончания экспериментов, мучительных для четвероногих, их просто убивают.

Какие еще опыты на животных проводят в Беларуси?

По данным Центра этичного отношения к природе, лабораторные животные в мире используются в следующих сферах: тестирование лекарств (65%), научные исследования (26%), тестирование косметики (8%), образование (1%). Один из самых жестоких тестов – «тест Драйза». Это тест на токсичность, разработанный еще в 1944 году. Процедура включает в себя нанесение 0,5 мл или 0,5 г испытуемого вещества на глаза или кожу обездвиженного животного в сознании, а затем смывание вещества через определённое время и фиксацию последствий. Над животным наблюдают 14 дней для отслеживания признаков отека, эритемы, язв, кровотечения. В этом тесте используются и собаки. Если он вызывает необратимое повреждение глаз или кожи, животных усыпляют.

В Евросоюзе подобные опыты уже давно запрещены, однако в Беларуси «тест Драйза» все еще проводится. Альтернатива ему существует – использование вместо животного мембраны эмбриона куриного яйца. Однако в РНПЦ гигиены ответили: тест может быть заменен только по специальному заказу производителя. А это требует дополнительных средств. Есть также тест на коже – однако и ему, по словам представителей РНПЦ гигиены, нет альтернативы. В Евросоюзе применяют специально выращенные клетки, но в Беларуси делать это еще не научились. А в медицине используется тест ЛД50: испытуемому вводят вещество и смотрят, какая доза убьет 50% особей. Согласно нормам GLP (Надлежащей лабораторной практики), эти тесты проводятся на специально выращенных лабораторных животных. Но как это происходит в Беларуси, неизвестно. Система использования животных в научной и учебной деятельности непрозрачна, и простым людям узнать данные об этом невозможно.

Согласно данным центра по защите животных «Анималекс», в Беларуси нет запрета на использование в опытах беспризорных кошек и собак. При Беларусской медицинской академии последипломного образования существует виварий, куда попадают беспризорные животные с предприятия «Фауна города». Здесь они сидят в холодных клетках на цепи. В 2018 году оттуда вернулись четыре собаки, состояние которых волонтеры охарактеризовали как жуткое. Их привезли в угнетенном состоянии, одичавшими и с поносом. «Для диссертаций каждый будущий кандидат или доктор наук может заказать и использовать столько собак, сколько он пожелает. На опыты всегда выбирают самых добрых, самых виляющих хвостиками. По рядам «Фауны» проходят сотрудники вивариев и выбирают тех, кто им подходит. И делают они это регулярно!»рассказали в Facebook волонтеры. При этом в международной практике есть нормы о том, что животные из вивариев могут пристраиваться в семьи, однако не в Беларуси. Волонтеры с боем забирают собак из вивария. Зоозащитники рассказывают, что это делается под покровом ночи каким-то вахтером, который открывает дверь.

Радует одно: организации и университеты Беларуси все чаще добровольно отказываются от опытов над животными. БГУ стал первым вузом, который перестал использовать четвероногих для экспериментов. Гродненский медицинский университет также больше не прибегает к таким жестоким мерам. Хотя раньше студенты отрабатывали на них швы и тренировались делать анестезию. Но теперь все это возможно благодаря инновационным технологиям, тренажерам и манекенам. А у входа в вуз есть памятник животным за неоценимый вклад в развитие науки. Гродненский университет имени Янки Купалы, где есть факультет биологии и экологии, также отказался от отлова животных и препарированиях их в учебных целях. Такое происходит только с четвероногими, пресмыкающимися и насекомыми, которые погибли естественной смертью.

Кто борется против опытов над животными?

Тема экспериментов над четвероногими никогда не поднималась на страницах государственных медиа и общественных объединений, которые поддерживают Лукашенко. Этим занимались только неправительственные организации, существующие на гранты от Европейского союза и пожертвования обычных людей. Но в 2021 году все они оказались ликвидированы в ответ на санкции от Европы и США. В ноябре 2021 года, давая интервью Би-би-си, Лукашенко заявил, что нелегитимная власть уничтожила 270 организаций, которые «пользовались иностранной помощью. По его словам, все деньги от Европы и США шли на подготовку протестов и мятежей.

Центр любителей животных «Лавбрил» занимался зоозащитой на волонтерских началах. В 2018 году состоялся первый в стране «ДогФест» — некоммерческое социально-просветительское кинологическое мероприятие, подготовленное и проведенное энтузиастами и неравнодушными людьми. Это был первый в Беларуси проект такого формата, в котором получилось собрать вместе ветеринаров, заводчиков, дрессировщиков, зоозащитников и владельцев собак с целью поднятия культуры собаководства. В этом году «Лавбрил» планировал провести фест в сентябре, однако он не состоялся – 20 июля некоммерческую организацию ликвидировали. О причинах решения центру не сообщили. «То, что вы называете: животных, там… Ну, звучит на картинку. А вы посмотрите, чем они занимались. Для меня это, кстати, новость, но я уверен, что вот это была шильда, что они защищали животных, а деньги они получали на свое существование и на революции здесь. Не на революции — на мятежи. Поэтому не прикрывайтесь этими словами. Животных вы тут поддерживали», – заявил Лукашенко в интервью Би-би-си на вопрос журналиста об уничтожении организации.

Учреждение «Витебский ДОБРИК» было зарегистрировано только в марте этого года. Оно связано с приютом бездомных животных – единственным государственным приютом в Беларуси. Его открытия общественность добилась в 2011 году, он был создан при поддержке городской и областной администраций. Из-за того, что приют был государственным, его возможности были ограничены, поэтому начальник приюта Алла Прасолова решила зарегистрировать негосударственную организацию. Учреждение стало членом ассоциации зоозащитных организаций, а Алла Прасолова участвовала в различных конференциях и вместе с другими активистами добивалась улучшения законодательства. При приюте планировалось открыть гостиницу для животных, организовывать акции и коммерческие проекты. Уведомление о ликвидации «Витебского ДОБРИКа» в августе 2021 года Алле Прасоловой даже не пришло – она узнала об этом от чужих людей.

С 1 сентября 2021 года власти Марьиной Горки занялись ликвидацией учреждения помощи животным «Солнце для всех». Узнав это, его руководитель Юрий Валько взял 50 собак из своего приюта и вышел на площадь перед исполкомом. Мужчину задержали, собак отловили работники коммунального предприятия, а затем они нагрянули в приют. Хотя раньше власти и Юрий сотрудничали: ему предоставили участок, стали обращаться за помощью. Председатель райисполкома, по словам Юрия, обещал ему бесплатную вакцинацию всех собак из приюта, если они будут зарегистрированы в коммунальной службе. Во время регистрации очередных бездомных животных он и узнал, что его учреждение находится в процессе ликвидации.

Борисовское учреждение по защите и помощи животным «Вопреки» появилось в июле 2020 года благодаря Екатерине Верховодко. До этого она около шести лет занималась зоозащитой, но решила зарегистрировать общественное объединение, чтобы иметь статус при обращении в госорганы, ведь простого волонтера там слышать не хотели. Волонтеры общественной организации стали помогали защищать права четвероногих в суде и направили в суд восемь дел о жестоком обращении с животными, а также предоставляли талоны на бесплатную стерилизацию для бездомных собак и кошек. Коммунальное предприятие Борисова раздавало телефон Екатерины всем местным, которые обращались с вопросами о бездомных животных. Следует уточнить, что женщина помогала кошкам и собакам в свободное от основной работы время. А 27 сентября 2021 года Екатерина Верховодко узнала, что ее учреждение ликвидировали.

Ситуация с правами животных в Беларуси такая же печальная, как и с правами людей. Под опыты могут попасть домашние собаки и коты, которые сорвались с поводка на прогулке, выпрыгнули из машин или выскочили в приоткрытую дверь. Нелегитимную власть не волнует, что хозяева могут лишиться любимого члена семьи. Для государственных организаций главное – заработать деньги, даже если дорога к ним будет устлана трупами. А права и гуманизм – это, увы, не для Беларуси при Лукашенко…