Коронавирус в Беларуси набирает обороты, но вот докторов больше не становится. Медики, как и представители других профессий, в 2020 году показали невиданную солидарность и вышли на протест против режима Лукашенко. В итоге многие из них оказались под административным арестом, лишились рабочего места и были вынуждены уезжать из страны. Мы хотим познакомить вас с врачами, которые после репрессий оказались не нужны в Беларуси.
16 ноября 2020 года из РНПЦ «Мать и дитя» уволили детского реаниматолога Андрея Витушко. В августе его семья участвовала в протестах. Тогда 16-летнего сына Андрея, Мирона, силовики задержали в центре Минска и увезли в неизвестном направлении. Андрей и его жена Кристина поехали искать сына и тоже оказались задержаны. А в ноябре с реаниматологом с 20-летним стажем не продлили контракт. После этого Андрей Витушко сумел устроиться в детскую больницу №3.
В декабре 2020 года уволился заведующий отделением анестезиологии и реанимации № 3 Гродненской университетской клиники Валерий Лыщик. Здесь он проработал 12 лет. В августе 2020 года Валерий выступил на протестном митинге в Гродно, где рассказал о реальной ситуации с коронавирусом. В конце месяца гродненский врач вышел из государственного профсоюза, а осенью 2020 года на одной из акций протеста в Гродно специалиста задержали. В начале декабря он узнал, что контракт с ним не продлевают. Валерий перешел в обычные врачи, а в декабре решил уехать в Польшу, где ему предложили работу с более высокой зарплатой.
30 декабря 2020 года в забастовку ушла гинеколог из Лиды, 55-летняя Ирина Здота. 10 августа 2020 года она вышла в город и увидела, как ОМОН задерживает мирных протестующих. Ирина стала снимать происходящее на видео, а затем почувствовала, как ее толкнули. Когда она обернулась, то увидела силовика. «Я говорю: «Что же ты делаешь? Ты же видишь, что я тут одна стою. У меня внуки уже. А ты меня бьешь». То, что я видела тогда на улицах города, что сама прочувствовала, стало для меня потрясением. И 11 августа я уже стояла в женской цепи солидарности», – вспоминала позже врач. 25 октября 2020 года на протестной акции ее задержали – в заключении она провела почти сутки. В ноябре райисполком стал просить руководство медцентра, где работала Ирина, чтобы ее уволили. Но она не согласилась и в конце 2020 года ушла в забастовку.
23 января 2021 года была задержана заведующая отделением РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии Надежда Петровская. Руководитель центра Наталья Конопля не запрещала подчиненным участвовать в политической активности и не увольняла, если кто-то из них попадал под арест. Наталье неоднократно советовали расставаться с активными врачами и медсестрами. В ноябре 2020 года Минздрав назначил нового руководителя РНПЦ, а Наталью уволили. Надежда Петровская ушла из солидарности с ней, но осталась работать в частном медицинском центре, возле которого ее и задержали. Надежда была вынуждена уехать из Беларуси.
25 марта 2021 года в центре Минска задержали врача лабораторной диагностики Ирину Беньковскую. Женщина шла по городу в одежде белого и красного цветов. После задержания ее доставили в Октябрьский РУВД, где составили протокол за пикетирование. Ирине присудили штраф в 2610 рублей. После этого женщину уволили из столичной поликлиники №37.
2 апреля 2021 года был последний рабочий день у заведующего отделением реанимации Витебской клинической больницы скорой медицинской помощи Владимира Мартова. Владимир был одним из первых врачей, рассказавшим правду о коронавирусе в 2020 году. Затем наступил август, политические протесты – и тогда специалист не промолчал. Кроме этого, он постоянно критиковал руководство больницы за уровень подготовки к работе с COVID-19. После того как в марте с Владимиром Мартовым не продлили контракт, витебчане стали собирать подписи за то, чтобы его не увольняли. Однако это не помогло. С тех пор более шести месяцев реаниматолог не может найти новую работу, но и уезжать не торопится.
В знак солидарности с Владимиром уволился врач-хирург, кандидат медицинский наук Дмитрий Харьков. Он возглавлял отдел перспективных направлений высокотехнологичной медицинской помощи Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии. Узнав об увольнении Владимира Мартова, Дмитрий составил открытое письмо к Витебской больнице скорой медицинской помощи. Он напомнил, что Владимир Мартов спас не одну тысячу человеческих жизней и был одним из первых, кто организовывал и оказывал помощь пациентам во время эпидемии COVID-19 на высоком профессиональном уровне. «Понимаете ли вы, что своим решением о непродлении контракта Мартову Владимиру Юрьевичу, вы начинаете очередное «дело врачей», направленное против инакомыслия, профессионализма и оказания качественной медицинской помощи в РБ?», – задавался вопросом минский хирург.
7 апреля 2021 года уволили кардиолога Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя» Елену Баранову, стаж работы которой был 25 лет. Елена была волонтером возле ЦИП на Окрестина в первые ночи протестов. Но контракт с ней не продлили за то, что Елена в Facebook высказала свое отношение к сотрудникам ОМОНа, заявив, что никогда не простит им сына (его задержали в сентябре 2020 года, и несколько дней он провел в изоляторе). В тот же день Елену уволили из частного медицинского центра. Кардиолог не смогла устроиться на работу в Беларуси – ее не взяли даже в частную клинику, где раньше ее очень ждали.
12 апреля 2021 года из РНПЦ неврологии и нейрохирургии уволили врача-невролога Руслана Бадамшина. За время протестов в Беларуси его задерживали несколько раз: в августе, в ноябре, в январе и в марте. Каждый раз доктор был вынужден отбывать 15 суток ареста. 24 марта 2021 года он в очередной раз получил административный приговор. После выхода из изолятора он сразу же выехал на работу, но опоздал и прибыл к 12.00. Администрация созвала собрание, потребовав объяснить причину отсутствия на работе. На следующий день Руслан принес в подтверждение документы из суда и счета из изолятора. В пояснительной записке невролог рассказал, что, выйдя из изолятора в чужом городе, не имел денег добраться до Минска и телефона, чтобы предупредить об опоздании. Также Руслан уточнил, что условия в ИВС были невыносимыми: он спал на полу без белья и матраса, не имел возможности помыться и переодеться. Но его все равно уволили за опоздание и прогул.
16 апреля 2021 года из Кобринской центральной районной больницы уволили педиатра Юлию Рафалович. В августе 2020 года ее задержали во время протестов в райцентре, когда она пыталась заступиться за несовершеннолетнюю девочку. В тот же день на акции был задержан сын Юлии. 16 августа 2020 года женщина получила первый штраф за участие в митинге. 24 марта 2021 года Юлию Рафалович задержали в городском парке за «распространение бело-красно-белых лент и листовок» и приговорили к 7 суткам ареста. Врач попросила отсрочить отбывание наказания в связи со служебной необходимостью, но судья посчитал, что оснований для отсрочки нет. За «прогулы» с Юлией расторгли контракт – не помогла даже петиция в ее защиту, которую подписали 513 кобринчан.
30 апреля 2021 года из детской больницы №3 в Минске уволили известного врача-реаниматолога Максима Очеретнего. Он занимал пост главврача этой больницы в течение двух лет. Основной причиной увольнения стала подпись в поддержку Виктора Бабарико во время предвыборной кампании, а также то, что он взял на работу двух докторов, уволенных из других учреждений в связи с политическими мотивами. Также еще в марте 2020 года Максим Очеретний публично заявил об опасности коронавируса и поддержал обращение врачей к беларусам с просьбой принимать серьезные меры для защиты от COVID-19. В июне 2021 года стало известно о том, что Максим Очеретний уехал работать в Украину, не сумев найти возможность лечить детей в Беларуси. В знак солидарности с Максимом из больницы уволился травматолог-ортопед Рустам Айзатулин, историю которого (и истории еще нескольких травматологов) мы рассказали здесь. Сейчас он также уехал из страны.
5 мая 2021 года уволили главного врача 10-й стоматологической поликлиники Минска Ирину Вадейко. Ирине совсем немного оставалось до пенсии. На должности она отстаивала интересы сотрудников, отказывалась принимать участие в репрессиях и давить на работников. Ирина продолжила работать в поликлинике, но уже в качестве обычного врача.
11 июня 2021 года не продлили контракт анестезиологу-реаниматологу 5-й больницы Минска Нике Сяхович. Во время протестов девушка выражала свою гражданскую позицию в Twitter, а в отпуске принимала участие в акциях и маршах. Она опубликовала в интернете видео обыска в ординаторской больницы, а также насмешливое видео с Григорием Азаренком в метро. 25 июня к Нике домой пришли силовики, однако она не открыла дверь и в тот же день выехала в Украину.
23 июня 2021 года в Жодино арестовали врача-невролога центральной городской больницы Владислава Кузнецова. Доктор – инвалид второй группы, имеющий онкологическое заболевание. Силовики пришли за ним в квартиру его бабушки. Когда пожилая женщина спросила, кто пришёл, у неё попросили ключ от электрощитка, а когда она открыла дверь, то в квартиру ворвались четверо силовиков. На Владислава надели наручники, начали избивать, затем увезли в РОВД. Из квартиры забрали всю технику и телефоны.
26 июня 2021 года за наклейку с «Погоней» на балконе задержали врача-анестезиолога Гродненского областного клинического кардиологического центра Дениса Ушкевича. Его сначала отвезли в Октябрьский РОВД, затем привезли домой и провели там осмотр. Милиция изъяла компьютер и на 72 часа задержала медика. Дениса Ушкевича судили по статье 24.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий). Мужчина получил штраф в 870 рублей.
1 июля 2021 года не продлили контракт фельдшеру скорой помощи и чемпионке Беларуси по муай-тай Анастасии Калашниковой. Она работала на 6-й подстанции скорой медицинской помощи. В январе девушку задержали около станция метро «Пушкинская», где она проходила мимо людей, которые ставили лампадки на месте гибели Александра Тарайковского. Фельдшер получила штраф в 870 рублей. Кроме этого, Анастасия Калашникова публиковала в Instagram посты, где высказывала свою гражданскую позицию.
13 сентября 2021 года была задержана отоларинголог Могилевской областной детской больницы Мария Лепешкина. Согласно Telegram-каналам, Лепешкина администрировала чат «Медики с народом. Могилев», что и стало причиной задержания. Мария целую ночь провела в изоляторе временного содержания. На следующий день ей дали штраф в 30 базовых величин в суде Могилевского района якобы за распространение экстремистских материалов. Также Марию отстранили от врачебной деятельности.
Среди беларусских врачей есть и политические заключенные. 19 ноября 2020 года был задержан врач-анестезиолог больницы скорой медицинской помощи в Минск Артем Сорокин. Ему было предъявлено обвинение по части 3 статьи 178 УК за разглашение врачебной тайны. В материале для TUT.BY Артем предоставил медицинские документы, опровергающие заявления официальных лиц о том, что погибший 12 ноября 2020 года Роман Бондаренко был пьян в момент избиения. Силовики заявили, что эти документы оскорбляют родственников Романа, но близкие парня не считают себя потерпевшими и подтверждают их подлинность. 2 марта 2021 года Артема Сорокина приговорили к двум годам лишения свободы и штрафу в 1450 рублей.
Анестезиолог-реаниматолог городской клинической больницы №1 Минска Святослав Удот был задержан в Боровлянах 22 апреля 2021 года. Святослава обвинили в том, что он наклеил на скамейку наклейку с надписью «Беларусам – воля, крысе – подвал». Также против врача начали уголовное дело по части 1 статьи 339 УК (хулиганство) за поджог трех киосков «Табакерка» в Боровлянах и разбитое стекло в одной из них. Святослав Удот заявил, что нанес ущерб киоскам, так как является приверженцем здорового образа жизни и выступает против курения. 2 августа 2021 года врача приговорили к двум годам колонии общего режима.
3 мая 2021 года задержали невролога из Борисова Александра Телего, который работал в российском Норильске, а домой прилетел в отпуск. Прошлой зимой Александр оставлял в Telegram-каналах «многочисленные оскорбительные комментарии в адрес милиционеров, работников прокуратуры и судов», сообщили в пресс-службе МВД. Врач-невролог находится в СИЗО гродненской тюрьмы №1.
4 мая 2021 года был задержан челюстной хирург детской больницы №4 в Минске Андрей Любецкий, который отработал по специальности 18 лет. Он проводил уникальные операции по пластике расщелин нёба и лица. Андрей был волонтером возле изолятора на Окрестина. В тюрьме Андрею предъявили обвинение по статье 368 УК (оскорбление Лукашенко). Жена Андрея Наталья Любецкая и их четверо детей были вынуждены уехать из страны. Сейчас Андрей находится в СИЗО в Жодино.
29 сентября 2021 года в Минском центре детской психиатрии и психотерапии задержали врача-педиатра, психиатра Наталью Никитину. Причиной задержания стал комментарий в интернете после гибели в минской квартире сотрудника КГБ Дмитрия Федосюка и IT-специалиста Андрея Зельцера. За несколько часов до задержания Наталью уволили с работы. Наталье предъявлены обвинения по статьям 369 УК (оскорбление представителя власти) и 130 УК (разжигание ненависти).
Репрессии в отношении беларусских врачей не останавливаются. А между тем, беларусам как никогда нужна помощь медиков – четвертая волна коронавируса особенно жестока к нашим землякам. Своими действиями Лукашенко лишает жителей страны медицинской помощи, выгоняя лучших специалистов из больниц. Хочется верить, что все беларусские врачи, попавшие в немилость к диктатору, после победы народа вернутся на свои рабочие места.