Думаю, каждый из нас сегодня видел заявление Светланы Тихановской. Сегодня мы все стоим на политическом перекрестке, и никто не знает, какая дорога к победе правильная. Поэтому я предлагаю начать с хороших новостей.

Наконец-то Светлана Тихановская начала движение вперед и публично взяла на себя политическую и историческую ответственность за происходящий процесс. Она сделала выбор своей стратегии, и отныне несет полную ответственность за него. Именно она, а не кто-то другой из ее окружения.

 

Давайте проанализируем, как могут и будут развиваться дальнейшие события и что это будет значит для всех нас.

Первый вариант: Светлана пошла ва-банк – несмотря на все предыдущие заявления о невозможности переговоров оппозиции с режимом, она решила все-таки идти на диалог с Лукашенко или его представителями. Если она выигрывает, то победителей, естественно, не судят. Как же тогда выглядит Победа для нас? В ближайшее время Лукашенко выпускает всех без исключения политзаключенных, договаривается о гарантиях своей безопасности после отставки, передает власть и полномочия Светлане и уходит в небытие. Светлана Тихановская объявляет новые честные выборы по стандартам ОБСЕ. Если данный сценарий осуществляется, то она входит в историю как национальный лидер и политик, в ее честь называют белорусских девочек и ей ставят памятники по всей стране именно как человеку, который вывел страну из глубокого политического кризиса.

Сценарий второй: есть и другое развитие событий. В ближайшее время Лукашенко выпустит пару известных, но не очень знаковых и безопасных для себя политических заключенных, однако не пойдет ни на какой диалог. Что это будет означать для нас? Это маркер того, о чем я говорила ранее (что европейцы долго ждать не умеют, они устают от политической нестабильности, и хотят все вернуть в привычное для них русло, а привычное – это обратно). Это будет означать, что европейские лоббисты Лукашенко за спиной штаба Тихановской и всего белорусского народа проводят свою игру. В этой ситуации штаб Тихановской оказывается в роли «полезного идиота», которого использовали, чтобы попросту слить протест и оставить Лукашенко при власти. Тогда Светлана автоматически становится предателем белорусского народа и всех тех жертв, на которые беларусы пошли, защищая свой выбор в августе 2020 года и далее.

Третий сценарий: Очень важно понять, откуда возьмутся те самые «представители режима» для диалога со Светланой Тихановской. Если Лукашенко сам назначает представителей для переговоров со Светланой – значит, он переиграл Светлану, и она проиграла. Тогда все жертвы за прошлый год были напрасные, и Светлана становится тем, что в народе называют «политический труп». Если Светлана Тихановская выбирает представителей сама и с ними ведет переговоры, заканчивающиеся успехом и победой, то мы возвращаемся к первому варианту.

Четвертый сценарий: если Лукашенко отказывается идти на диалог, то Светлана Тихановская оказывается в достаточно глупой ситуации, и теряет свою политическую репутацию, становясь автоматически неинтересной как политический игрок.

Мне в этой истории нравится то, что:

А) Светлана Тихановская наконец-то определилась с выбором своей стратегии;

Б) она взяла на себя ответственность за реализацию этого плана, отодвигая всех советников в сторону. Ее выбор — её ответственность как политика.

Хотя все равно у меня остаются несколько вопросов, которые, очевидно, висят в воздухе:

  1. На протяжении 7 месяцев Светлана Тихановская готовилась к переговорам с Лукашенко, его представителями или  назначенными им холуями? Почему бы и нет. Но зачем штабу и самой Светлане постоянно подчеркивать, что мы не идем на переговоры с диктатором, пока не выпущены на свободу все политзаключенные, включая Сергея Тихановского, Виктора Бабарико, Николая Статкевича? Это нечестно по отношению к людям, которые выходили на протесты и рассчитывали на то, что переговоров с Лукой не будет.
  2. Я напоминаю и даже настаиваю на том, что упор был именно на это – переговоры, если даже и возможны, то только после освобождения всех политзаключенных. Но напомню, речь шла о переговорах о новых выборах БЕЗ УЧАСТИЯ Лукашенко. Однако все политзаключенные сидят как и сидели до этого. Что же изменилось? Почему вдруг возникла идея переговоров, когда Лука, как говорится, живее всех живых?
  3. 14 августа 2020 года был создан Координационный Совет. О его создании заявила сама Светлана Тихановская, которая на тот момент уже находилась в Литве. Целью Координационного совета была организация диалога с представителями власти и трансфер этой самой власти. В президиум Координационного совета вошли Светлана Алексиевич, Мария Колесникова, Максим Знак, Павел Латушко, Ольга Ковалькова, Сергей Дылевский и Лилия Власова. Координационный совет успел провести несколько заседаний, но уже 20 августа Генпрокуратура заявила, что создание и деятельность Координационного совета направлены на захват государственной власти, а также на причинение вреда национальной безопасности Беларуси, после чего было возбуждено уголовное дело. Те члены Координационного Совета, которые не успели выехать из страны, на данный момент находятся за решеткой либо под постоянным контролем спецслужб.
  4. 10 октября 2020 года в СИЗО КГБ Александр Лукашенко провел встречу с лидерами оппозиции, чтобы, по его словам, «услышать мнения всех». После этой встречи возник так называемый круглый стол Юрия Воскресенского, который декларируется как переговорная площадка для Луки и некой «конструктивной оппозиции».
  5. 23 декабря 2020 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело на членов Координационного совета и экс-кандидата в президенты Светлану Тихановскую. На этот раз — по фактам создания экстремистского формирования и руководства им, финансирования его деятельности и заговора с целью захвата государственной власти неконституционным путем. Максимальная санкция по статьям, в которых обвиняют членов Совета, предусматривает лишение свободы до 12 лет. 
  6. В свете всего вышеперечисленного вишенкой на торте оказывается еще один вопрос – зачем же штаб активно призывал людей выходить 11-12 февраля во время проведения антибеларусского ВНС? Почему не было заявлено о будущих переговорах перед ВНС? Как минимум это сберегло бы людей, которые решились выйти на протесты и были репрессированы.

Но выбор сделан: заявление Светлана Тихановская озвучила, и идея ушла в реализацию. В данной ситуации на политический вес Светланы и на серьезное к ней отношение возможных будущих сторон переговоров очень повлияет то, что будет происходить в День Воли, и то, насколько она сможет мобилизовать своих сторонников.

Повторю, как политический лидер, она взяла на себя ответственность именно за реализацию этой стратегии. И это здорово.

Посмотрим на то, что будет происходить в ближайшем будущем: а до 25 марта осталось не так много времени. Но мы все равно победим. Процесс не останавливается ни на минуту. Жыве Беларусь!