Почти полгода актеры из двух гродненских театров вынуждены сидеть без работы только за то, что в разгар репрессий в Беларуси отказались играть комедийные спектакли и ушли в забастовку. Благодаря МЦГИ «Наш Дом» и общественному объединению «Дапамога» гродненцы смогли приехать в Вильнюс по программе «Деятели культуры под репрессиями». Среди бытовых вопросов и обустройства на новом месте они нашли время на то, чтобы познакомиться с коллективом Русского драматического театра. И надежда на плодотворную работу есть.

Главный режиссер Владимир Гурфинкель и руководитель театра Ольга Полевикова не понаслышке знают о ситуации в Беларуси и о том, как тяжело пришлось актерам, проявившим гражданскую позицию. Осенью 2020 года коллектив театра поставил документальную драму «Дыхаем разам», посвященную событиям в Беларуси. В проекте принимали участие девять беларусских художников и шесть актеров литовского театра. С актерами работали беларусские режиссеры Александр Марченко и Александр Янушкевич. Буквально на днях актерский ансамбль театра за эту постановку был номинирован на премию «Золотой сценический крест».

Несмотря на то, что театр сейчас на карантине, Владимир Гурфинкель и Ольга Полевикова смогли пообщаться с беларусскими актерами и выслушать их идеи. А желания творить гродненцам не занимать. Например, Вероника Минич, выступавшая на сцене Гродненского областного драматического театра, призналась, что хотела бы через театр показать зрителям то, что было пережито труппой в Беларуси. Ее коллега Анастасия Мучко предложила вариант музыкального спектакля о событиях в Беларуси. А у Натальи Леоновой есть давняя задумка – создать «Вечар нерасстралянай паэзіі» в память о расстрелах интеллигенции 1937 года:

– Долгое время тема ГУЛАГ в Беларуси была табуированной. Только летом 2020 года люди стали вспоминать о Куропатах. Этот сезон в театре был бы для меня юбилейным. Теперь говорю, что власть расстреляла мой 20-й сезон.

Заслуженный артист Беларуси Сергей Куриленко работал режиссером Гродненского областного драматического театра. В день его задержания 20 сентября актеры остановили спектакль в знак солидарности с ним. А когда он объявил о присоединении к забастовке, его уволили. Но и в Вильнюсе он готов проявить себя в качестве режиссера. Его жена Валентина Харитонова, отдавшая сцене почти 40 лет и ушедшая после присоединения к забастовке, предлагает идеи:

– Можно поставить спектакль по пьесе Иштвана Эркеня «Семья Тотов» – там тоже был диктатор, которому все пытались угодить. А можно играть отрывки из пьес. Главное – поддержать людей, которые остались там.

За полгода пребывания без работы актеры успели открыть в себе немало талантов, которые есть куда применить. Виталий Леонов, бывший артист Гродненского областного театра кукол, готов сыграть на гитаре. Мария Мелешко из Гродненского областного драматического театра рассказала об увлечении поэзией – она и сама пишет стихотворения. А ее коллега по сцене Александр Ратько начал читать о перформативном искусстве.

– Сейчас у вас складывается замечательная ситуация, чтобы прыгнуть выше собственной головы, – сказал актерам Владимир Гурфинкель. – Жизнь говорит вам, что прошлого нет, вчерашнего дня нет, есть только завтрашний. Вы всегда были в ситуации исполнителей, а потом оказались в ситуации свидетелей. После пережитых вами эмоций даже монолог Медеи зазвучит по-другому из ваших уст.

Ольга Полевикова отметила, что о продукте многое скажет уже тот факт, что его сделали беларусские актеры:

– Вам нужно показать, какие вы крутые. Не отказывайте себе ни в чем. Конечно, повторять «Дыхаем разам» нет нужды, но можно придумать что-то такое, что позволит вам раскрыться. И тогда мы все увидим, как Литва заинтересуется Беларусью. А следом за Литвой подтянется и Европа.

Актеров уже пригласили посетить репетицию театра и занятия труппы с балетмейстером. В планах у них – организация представления на День Воли 25 марта и работа над проектом о Вильнюсе. Но Владимир Гурфинкель и Ольга Полевикова дали им еще несколько дней, чтобы подумать над идеями для других проектов – можно не сомневаться, что гродненцы еще покажут себя на литовской сцене.